Кинофестиваль "Послание к человеку" проходит в Петербурге
Международный кинофестиваль "Послание к человеку" проходит в эти дни в Петербурге. В программе – 142 фильма. Многие картины исследуют не только историю, ставшую основой сюжета, но и способ ее подачи. Как меняется жанр, расскажет Станислав Анисимов.
Цитата Жан Люка Годара "кино – это 24 правды в секунду" стала слоганом фестиваля в этом году. С фактическим материалом современные режиссеры обращаются свободно. Поэтому границу игрового и документального сегодня определить трудно.
И не стоит удивляться, что фильмом открытия стала полнометражная игровая лента Алексея Федорченко "Большие змеи Улле Калле", посвященная истории отношений России и Кавказа в XIX веке. Организаторы киносмотра отмечают, стиль Федорченко – это яркий пример сочетания разных жанров кинематографа, поэтому его фильм по праву вошел в программу документального фестиваля.
"Мне кажется, это и экспериментальное кино, и документальное, и игровое, и даже анимационное отчасти. Вот такое сочетание удивительное всех направлений. Конечно, это для нас самое интересное, потому что международный конкурс нашего фестиваля как раз включает в себя и документальное кино, и анимацию, игровое, короткометражное", – подчеркнул режиссер, президент фестиваля, народный артист России Алексей Учитель.
В фильм режиссера Трин Минь-Ха "И что насчет Китая?" вошла кинохроника 90-ых годов, снятая в отдаленных уголках страны. Во многом это лента – пример того, как легко переосмыслить сложную историю Китая. Фильм вошел в специальную программу фестиваля "Эластичное прошлое". Она посвящена современным методам работы кинорежиссеров с историческими фактами.
Режиссер Франсиско Хавьер Родригес представляет в международном конкурсе короткометражного документального кино свою работу "Хайме". Так зовут главного героя ленты, ему 33. Большую часть жизни он провел в психиатрической клинике. В фильме – его размышления о жизни, тайны и страхи. Сам Хайме в картине не снимался, его роль доверили профессиональному актеру: "Работать на границе игрового и документального кино было очень интересно. Замена подлинного героя актером показалась мне оправданной, так как актер точнее может выразить его идентичность на экране".
Впрочем, член жюри международного конкурса режиссер Лариса Садилова не считает вольное обращение с документальным материалом положительной тенденцией современной документалистики: "Я отношусь к этому отрицательно. Я не люблю, когда документалисты играются в постановочность, потому что я считаю, что это вранье. Все-таки мы от документально кино ждем, как от хроники, действительности, реальности. А если нам ее сдвигают... Это вечный спор у кинематографистов, хорошо это или плохо, но мне это не очень нравится".
Всего в программе этого года более 140 документальных картин, и в каждой своя правда о мире, свои истории о людях.