Фильм Жан-Люка Годара "На последнем дыхании" выходит в повторный прокат
"Я хочу видеть на экране не киногероев, а обычных парней и девушек, которых мы встречаем на улице", — так Жан-Люк Годар описывал свой замысел фильма "На последнем дыхании". Для этого он вышел со своими актерами на улицы Парижа. В кадр попадали случайные прохожие, но это только помогало реализовать идею режиссёра. Камера оператора Рауля Кутара, подвижная и динамичная, усиливала свободный ритм повествования.
Жан Люк Годар, режиссер: "Я позаимствовал этот прием у операторов телевизионных новостей. Они приезжают на место съемки и растворяются в толпе, на них никто не обращает внимание. Они могут свободно перемещаться. Этот стиль съёмки — короткими планами в центре события — очень повлиял на монтаж картины".
Вместо сценария фильма у Годара был блокнот с заметками. В них он описывал сцену, которую хотел снять, но принципиально не прописывал реплики актёров. Своей съемочной группе он ставил задачу, и дальше актеры на площадке просто импровизировали.
Жан поль Бельмондо, актер: "Это были очень свободные съемки. Я приходил где-то между 9 и 10 часами, пил кофе с Джин в соседнем кафе. А в это время Годар придумывал сцену. Когда он был готов, он звал нас, мы приходили на съёмочную площадку. Сначала он полностью читал нам всю сцену, потом мы обсуждали ее с ним. Мы пересказывали услышанное своими словами и после этого начинали съемку. Никаких осветительных приборов и шнуров, мы могли двигаться свободно".
Съёмочная техника нового поколения позволяла Годару работать в недостаточно освещенных пространствах, крохотных комнатах, записывать живую речь актёров, не требующую дубляжа. Дистанция между героями фильма и зрителем сокращалась. Кроме того, такие условия работы помогали раскрепоститься и самим актерам.
Джин Сиберг, актриса: "Я многому научилась в процессе съемок. Освоила профессию, поборола свою стеснительность. Для меня камера была как пистолет. Каждый раз, когда я слышала "Мотор!", я думала, что меня застрелят".
Фильм "На последнем дыхании" вышел на экраны в 1960 году. Почти двухчасовая лента навсегда изменила язык кинематографа. Спустя 61 год у зрителей появилась возможность увидеть отреставрированную версию картины и проверить, какие открытия Годара способны удивить и в наши дни.