4 декабря 2020, 19:32 4 декабря 2020, 20:32 4 декабря 2020, 21:32 4 декабря 2020, 22:32 4 декабря 2020, 23:32 5 декабря 2020, 00:32 5 декабря 2020, 01:32 5 декабря 2020, 02:32 5 декабря 2020, 03:32 5 декабря 2020, 04:32 5 декабря 2020, 05:32

Из цикла «Цена кадра»: фронтовой кинооператор Оттилия Рейзман

  • Из цикла «Цена кадра»: фронтовой кинооператор Оттилия Рейзман
  • Картинка
    Из цикла «Цена кадра»
  • Из цикла «Цена кадра»: фронтовой кинооператор Оттилия Рейзман
Война глазами фронтовых операторов. Среди тех, кто создавал военную кинолетопись, были и женщины.


Война глазами фронтовых операторов. Среди тех, кто создавал военную кинолетопись, были и женщины. Об одной из них — Оттилии Рейзман, работавшей в отрядах белорусских партизан, а победу встретившей в Чехословакии, расскажет Станислав Анисимов.

Фронтовые операторы едут на фронт, их провожают прямо от здания Московской студии кинохроники в Брянском переулке. Среди провожающих — Оттилия Рейзман. На студии она работала ассистентом оператора. Выпускница ВГИКа, она стала одной из немногих женщин-операторов, прошедших войну.

Молодая, улыбчивая женщина, она и представить не могла, что ее с подругой оператором Машей Суховой профессия приведет в партизанские отряды Белоруссии. Что выходя с отрядом из окружения и продолжая снимать, будет убита Маша, а саму ее фронтовые дороги приведут в Будапешт и Прагу.

«Германия даже капитулировала, объявила о своей капитуляции первого-второго мая, все уже знали, а тем не менее группировка, которая стояла в Чехословакии, и, самое главное, в столице Чехословакии Праге, она не сдавалась, там еще шли бои», — рассказал киновед Валерий Фомин.

Прежде чем вступить в Прагу, советские войска на протяжении двух дней вели бои за город Брно. Танковые и стрелковые отряды гитлеровцев предпринимали попытки контратак с целью сдержать наступление нашей армии.

«Весь мир следил в эти дни за грандиозными операциями Красной армии. В дни решающих боев за Берлин наши части заняли город Брно».

Оттилии Рейзман принадлежат эти съемки боев в тылу врага. Самые опасные, но и самые впечатляющие.

«Есть такие кадры, вот ты видишь — немцы здесь. И такие кадры: вот они видят этого врага, и сейчас враг начнет по ним стрелять. И они начнут стрелять. Через минуту будут потери. Может, большие потери», — объяснил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

«Поползли вместе!». Оттилия Рейзман вспоминала: для того, чтобы занять выгодную, верхнюю точку съемки, с которой открывается лучший обзор, ей приходилось буквально ползком пробираться в пустые здания. Она экономила пленку для съемки боев, и многое из того, что увидела, описала в своих дневниках.

«Мы добрались до крепости и увидели, что немцев там уже нет, хотя только что они и были: кругом валялись брошенное оружие, кителя, шинели, и прочее, потому что переодевались, кто во что горазд, чтоб раствориться в толпе».

До нас дошли не все съемки Оттилии Рейзман, сделанные в Брно. Куда больше ее впечатлений. Об освобожденном, но уже разрушенном городе. Стоны раненных. На них почти не обращают внимание. Нет медикаментов, нет еды, нет даже воды — одна надежда на дождь.

Эта кинохроника, вместе с воспоминаниями Оттилии Рейзман и ее фронтовых товарищах будет показана в Брно, уже после войны, когда город будет восстановлен из руин.

Валерий Фомин: «И когда они приехали в город, их подвели к памятнику, чтобы возложить цветы памятнику погибшим советским воинам. И там был полный перечень всех кто погиб, при штурме».

Оттилия Рейзман обнаружила себя в списке погибших. «Они не знали, что мы остались живы. А когда узнали, что Рейзман — это я, все цветы на клумбах оборвали на букеты».

По окончании войны Оттилия Рейзман вернулась на Центральную студию документальных фильмов. Продолжила работать оператором. Сняла несколько фильмов-путешествий. Но никогда не забывала о самых сложных съемках в своей жизни, съемках сквозь слезы.


Станислав Анисимов
Новости культуры

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация