Мудрый и беззащитный, нежный и колкий: в Москве простились с Гафтом
В Москве простились с Валентином Гафтом. Народный артист России, актер театра и кино, режиссер, а также талантливый поэт, мастер колких эпиграмм и глубокой лирики. Умный, застенчивый и ироничный, многогранный и противоречивый, требовательный к себе и другим. В родном "Современнике", которому Валентин Иосифович служил полвека.
Алые розы ложатся на сцену, а в тишине зрительного зала звучит знакомый голос с хрипотцой: "Терпеть, страдать, молчать и плакать, не врать себе, другим не врать".
"Современник" прощается с Валентином Гафтом под аккомпанемент его стихов.
"Это было большим счастьем с ним на сцене слушать его стихи, которые он написал вчера", – говорит Сергей Гармаш, народный артист России.
"Я себе завидую, что у меня была возможность посуществовать вместе с таким великим артистом. Все его стихи были на мне испробованы", – воспоминает Елена Яковлева, народная артистка России.
"Наш театр сегодня окончательно осиротел" – делится эмоциями Илья Древнов, актёр театра "Современник".
Прощание – открытое для всех желающих. И зрители приходят поклониться любимому артисту – председателю гаражного кооператива, опереточному злодею Сатанееву и младшему лейтенанту из фильма "На всю оставшуюся жизнь". Одним лишь словом Гафт играл судьбу.
"Валентин Иосифович здесь, со мной и передайте, Валентин Иосифович, привет Олегу Павловичу", – попросил Евгений Миронов, народный артист России, художественный руководитель Государственного театра наций.
"Они были однокурсниками и до конца жизни Олег Павлович говорил про "Вальку" и Валентин Иосифович говорил про "Лёлика". Это планеты. Мы мельче и это не обидно, это гордость за них, что они были", – признался Игорь Золотовицкий, заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ.
Теперь они снова вместе – великие Современники. Валентин Иосифович ушел последним. И с ним прощается театральная Москва.
Владимир Машков вспоминал сегодня свой режиссерский кинодебют "Сирота казанская".
"У меня в кадре было три мастера: Гафт, Табаков и Дуров. Сила их доверия, веры в меня сделала меня тем, кем я являюсь", – говорит Владимир Машков, народный артист России, художественный руководитель Театра Олега Табакова.
И ведь у каждого – свой Гафт. Лия Ахеджакова рассказала, как юной артисткой пришла на запись радиоуроков русского языка для народов Африки. Партнером был Гафт.
"Я узнала, что такое перфекционизм. По 10 дублей мы писали каждую фразу. Эти африканцы не представляли, сколько труда будущего великого артиста было вложено", – вспоминает Лия Ахеджакова, народная артистка России.
Сегодня все было рядом – и слезы, и смех.
А как иначе, если Гафт был мастером парадоксов: "С некоторых пор я верю, что в жизни всё возможно, абсолютно всё, даже то что невозможно".
Мудрый и беззащитный, нежный и колкий, требовательный, прямолинейный. Мастер едких эпиграмм и тонкий лирик. И даже – преданный болельщик "Спартака".
"С ним непросто было дружить, потому, что он никогда не юлил ни с друзьями, ни с жизнью", – говорит Александр Розенбаум, народный артист России.
Но едва ли кто-то знал его лучше, чем та, что была рядом.
"Мне выпала честь и счастье прожить с этим человеком рядом довольно много лет", – сказала Ольга Остроумова, народная артистка России, вдова Валентина Гафта.
Сцене "Современника" Валентин Гафт прослужил полвека. В молодости прослыл "чемпионом по смене театров", но, когда позвал Ефремов, пришел на следующий же день, не раздумывая.
"Чужую жизнь играю, как свою, а, стало быть, свою играю, как чужую" – строки Валентина Гафта.
"Современник" провожает аплодисментами, и великий артист улыбается с траурного портрета Чистопрудному бульвару.