18 декабря 2020, 14:38 18 декабря 2020, 15:38 18 декабря 2020, 16:38 18 декабря 2020, 17:38 18 декабря 2020, 18:38 18 декабря 2020, 19:38 18 декабря 2020, 20:38 18 декабря 2020, 21:38 18 декабря 2020, 22:38 18 декабря 2020, 23:38 19 декабря 2020, 00:38

Марина Ребека: «Пение – это медитация, когда ты должен поймать себя в потоке»

  • Марина Ребека: «Пение – это медитация, когда ты должен поймать себя в потоке»
21 декабря звезда театра «Ла Скала», Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы выступит в Большом зале Московской консерватории.

Планы Марины Ребеки расписаны на несколько лет вперед. И хотя пандемия коронавируса внесла в творческие замыслы коррективы, артистка продолжает выступать в лучших залах мира.

21 декабря звезда театра «Ла Скала», Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы выступит в Большом зале Московской консерватории. Концерт, организованный телеканалом «Россия-Культура», станет праздничным подарком всем любителям классической музыки. Согласно правилам, он пройдет с соблюдением всех мер предосторожности: маски, перчатки, социальная дистанция, ограниченное число зрителей в зале.

Ради встречи со зрителями Марина Ребека преодолеет расстояния и границы. О твердом характере артистки узнала Алина Артес.

А.А. – 21 декабря Вы выступаете в Москве. Подготовка к концерту занимает много сил и времени?

М.Р. – На самом деле программа этого вечера нам хорошо знакома. Мы уже играли ее в Милане, в Тулузе и в Цюрихе. Она уже приготовлена и опробована на сцене. Однако сложности были в организационном плане. У нас с Матьё (Матьё Пордой – прим. ред.) не было возможности встретиться и порепетировать, потому что он находится во Франции, а я в Латвии. Так что сыграться и спеться удастся уже в Москве. Будет такой подготовленный экспромт, если так можно сказать.

А.А. – В концерте прозвучат песни и романсы итальянских композиторов. Почему такой выбор?

М.Р. – Изначально программа составлялась для сольного концерта в театре «Ла Скала», который был у меня 20 октября. И я хотела отдать должное Италии и ее культуре. Кроме того, моя личная биография связана с Италией, я получила здесь образование. Поэтому первая часть программы посвящена именно этой стране.

А что касается русской культуры, то не секрет, что у меня русские корни. Я обожаю русскую музыку, и не могла не отдать ей должное. Поэтому в программе – три итальянских композитора, три русских. Все по-честному!

https://cdn-st1.smotrim.ru/vh/pictures/o/308/184/4.jpg

Фото: Yasuko Kageyama, личный архив певицы

А.А. – Вы воплотили огромное количество образов, пели и классическую музыку, и барочную. Какая музыка ближе всего Вам сейчас?

М.Р. – Сейчас я исполняю то, что мне хочется, и то, что мне подходит. Я сама выбираю партии и считаю, что жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что тебе не нравится. Нет смысла цепляться за то, что ушло. Нужно слушать себя и двигаться дальше.

Сейчас я чаще всего пою Верди и драматические бельканто: «Две королевы», «Лукреция Борджиа», драматичные и немного кровавые роли. Ну и, конечно же, Татьяну я тоже пою. Все эти партии и составляют основу моего репертуара сегодня.

А.А. – Вы сами сказали, что выбираете репертуар. Вы не только артист, но и продюсер. Легко ли совмещать эти роли?

А.А. – Безусловно, в начале карьеры такой свободы выбора нет. Сначала нужно делать то, что тебе предлагают, иначе ты не наберешься опыта.

Другое дело, что иногда молодые исполнители боятся прыгать выше головы. А я твердо считаю, что в жизни каждого начинающего певца есть партия, которая превосходит его по силе, и важно взобраться на эту ступень, подняться на новый уровень. В моем случае это был Оперный фестиваль Россини, спектакль «Магомет Второй», партия Анны. Мне предложили ее исполнить в 2008 году, тогда у меня был один год сценического опыта, но эта партия стала прорывом.

Но когда ты уже работаешь давно, ты, конечно же, имеешь право выбирать. Безусловно, есть театры, которые обижаются на отказы. Но я считаю, что карьера опытного артиста как раз-таки формируется за счет слова «нет». Если бы я брала все, что мне предлагают, голоса у меня давно бы не было, потому что часто предлагают не тот репертуар, не подходящий для голоса и характера, поэтому очень важно делать правильный выбор и хорошо понимать, как партии стыкуются между собой.

https://cdn-st1.smotrim.ru/vh/pictures/o/308/187/1.jpg

Фото: перед спектаклем в театре «Ла Скала», личный архив певицы

А.А. – Вашу карьеру без преувеличения можно назвать блестящей. Но несмотря на это, нельзя сказать, что путь был простым. Вас не приняли в консерваторию в Латвии, вы теряли голос. Как Вы переживали эти моменты?

М.Р. – Думаю, что у многих больших артистов путь был не слишком простым. Такое было и Лучано Паваротти, и у Пласидо Доминго. Я помню, что еще в колледже у меня ничего не получалось, и я думала о том, чтобы все бросить.

Но несмотря на это я поняла, что, если я не попробую себя до конца, я буду каждый раз возвращаться к этому: слышать оперу по телевидению или в театре и плакать. Какой-то внутренний движок не давал мне сдаться. И самое сложное для певца – это не физиология, а психология. Тебе нужно постоянно работать с собой: страхом, неуверенностью, волнением. В свое время я говорила, что пение – это своего рода медитация, когда ты должен сосредоточиться на себе, своем мире и поймать себя в потоке. И вот погружение в эту медитацию – это сложный, но увлекательный процесс.

А.А. – В начале карьеры Вас еще сравнивали с другими артистками, называли второй Каллас. Сейчас эти сравнения пропали?

М.Р. – Периодически снова возникают, но это, наверное, часть человеческой природы. Понятно, что у нас с Каллас есть и творческие, и биографические параллели, но я отношусь к этому спокойно. Мой бывший агент говорил: «Сравнивают с Каллас? Ну, это неплохое сравнение».

Меня сравнивали и с Каллас, и с Нетребко, но ведь у каждого свой путь, и этого пути не повторишь. Человек уникален таким, какой он есть. Не нужен нам второй кто-то, пусть будет много певцов и много интерпретаций. Мне кажется, что разнообразие – это самое интересное!

https://cdn-st1.smotrim.ru/vh/pictures/o/308/188/5.jpg

Фото: Татьяна Власова, личный архив певицы

А.А. – А к конкурсным сравнениям Вы подходите также разумно?

М.Р. – С конкурсами у меня всегда были особые отношения. Долгое время я не могла занять первое место, и для меня это было особой целью. Это было как пробить лед.

Однако конкурсы заставили меня думать иначе. После первой премии я начала сама выбирать репертуар и больше узнавать о себе как об артистке. И вот теперь, когда ученики спрашивают меня, какую композицию им взять, я спрашиваю их: а что ты слышишь внутри себя? И то, что говорит внутренний голос – это и есть твое направление. Правильно подобранная музыка выводит и на правильное голосоведение.

Хотя конкурсы научили меня еще и избирательности. Когда я выступала в одном соревновании, со мной произошел любопытный случай. Долгое время я выбирала произведения по типу контрастов: разнохарактерные, разножанровые да еще и на разных языках. И одна певица, которая тогда сидела в комиссии, по условиям конкурса дала мне в финале «Царицу ночи» и Мими. Я подошла к ней и спросила, зачем мне дали репертуар из «разных корзинок»? А она ответила мне, что сделала это, чтобы я поняла, что мне нужно выбирать все из одной корзинки, а не из разных. Не нужно показывать все, нужно показать, что в одной нише ты полноценно функционируешь. Тогда я поняла, что мне нужно брать лирический репертуар, и он и составил основу моего творчества: Маргарита из «Фауста», «Травиата», та же Мими. Так я и поняла, что нужно держаться одного типа голоса.

И хотя я считаю, что конкурсы – не всегда показатель успешности, для меня это был шанс заявить о себе. Благодаря конкурсам меня заметили и стали приглашать на разные площадки.

А.А. – Несмотря на сложный театральный сезон, есть ли у вас планы на новый год?

М.Р. – Мои планы расписаны до 2023 года. Монте-Карло, Париж, Рига – вот лишь ближайшие концерты. Но я могу сказать, что до последнего момента мы не знаем, какие из концертов состоятся. Я, конечно, всегда выезжаю на площадку. Считаю, что артисты – это атлеты, которым необходимо поддерживать форму. Поэтому я стараюсь чаще выходить на сцену, и очень надеюсь, что в 2021 году ситуация вернется в привычную колею.

Не пропустите в эфире нашего канала трансляцию сольного концерта Марины Ребеки. До встречи 21 декабря в 21:00!

Главное фото: Татьяна Власова, личный архив певицы

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация