Все кантаты Баха. Рождественский концерт
20 декабря / воскресенье, 19:00
Торжественное закрытие VII Международного Рождественского фестиваля духовной музыки "Адвент".
Ранее не исполнявшиеся в России кантаты Баха впервые прозвучат на фестивале "Адвент" .
20 декабря в соборе свв. Петра и Павла пройдет завершающий концерт VII Международного фестиваля духовной музыки "Адвент". Кульминацией фестиваля в последнее воскресенье Адвента станет традиционное исполнение рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. С Рождеством связаны более 20 кантат великого кантора, что до сих пор позволяет не повторяться, а каждый год радовать аудиторию музыкой, прежде не исполнявшейся России. Так, кантаты №91 и №197а, написанные на 1-й день Рождества Христова будут исполнены впервые.
"Ранее все кантаты Баха в России не исполнял никто. Всего их более 200 – светских и духовных. Мы заказываем ноты в немецком издательстве Carus-Verlag – они единственные, кто осуществил новое научное издание партитур кантат. Но даже в этом новейшем издательстве некоторых кантат в полном виде нет: например, кантата № 197а, которая будет исполнена 20 декабря, существует в виде реконструированной арии альта, от которой сохранилось только 19 последних тактов. Нам приходится восстанавливать ее, буквально складывая пазл по кусочкам, – что-то брать из ранее изданного, что-то из архивов, сверяться по рукописям", – рассказал художественный руководитель фестиваля, дирижер ансамбля Collegium Musicum Олег Романенко.
20 декабря прозвучат две праздничные кантаты на 1-й день Рождества Христова, а также первая кантата из знаменитой "Рождественской оратории". В них Бах удивительным образом передает и тихую святость рождественской ночи, и исключительную торжественность момента, которую создает праздничное звучание труб и литавр.
Исполнение рождественских кантат Баха – продолжение грандиозного проекта фонда Collegium Musicum, в рамках которого все кантаты мастера звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В составе ансамбля Collegium Musicum играют выпускники Московской консерватории и других вузов Москвы, специализирующиеся на исполнении музыки барокко и прекрасно владеющие особенностями баховского стиля.
"Историческое исполнительство в России существует относительно недавно – чуть больше двадцати лет. В мире эта традиция насчитывает не менее шести десятилетий, когда музыку барокко начали исполнять на исторических инструментах в старинном строе. Сейчас достаточно знаний и исследований о том, как сочинения Баха могли звучать при его жизни, в России есть несколько поколений музыкантов, которые специализируются на историческом исполнительстве – с ними можно воплощать в жизнь подобные проекты", – поделился Олег Романенко.
Проект уникален. Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов. Планируется, что завершится цикл в 2027 году.
"В музыке Баха удивительным образом соединились сильнейшее индивидуальное религиозное чувство и многовековой опыт христианской церкви", – говорит соавтор проекта, авторитетный исследователь старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
"Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять", – считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр.
В программе: И. С. Бах
Кантаты на 1-й день Рождества
Кантата № 197а "Ehre sei Gott in der Höhe" ("Слава в вышних Богу")
Кантата № 91 "Gelobet seist du, Jesu Christ" ("Слава Тебе, Иисусе Христе")
Кантата № 248/1 — первая часть "Рождественской оратории": "Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage" ("Ликуйте, возрадуйтесь! день сей хвалите!"
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко