Выберите регион

Смотрим на

100-летие Гаража особого назначения: "Вести в субботу" узнали все о машинах первых лиц страны

Belleville Николая Второго, Rolls-Royce Ленина, Packard Сталина: к 100- столетию Гаража особого назначения и к началу массового производства Aurus – все об автомобилях первых лиц страны.

1 января исполнится 100 лет такой удивительной организации, как ГОН – Гараж особого назначения. Также на начало следующего года, когда станет понятно, что будет дальше с ковидными ограничениями, в Москве, на ВДНХ, планируется открытие Музея ГОНа, где будут выставлены машины всех верховных правителей, начиная с Николая II. Плюс новая отечественная марка Aurus, которая уже несколько лет как полагается президенту новой России, а со следующего года поступает в серийное производство в Елабуге, Татарстан. Но уже сегодня мы ее опробуем с руководителем структурного подразделения ФСО России генералом Владимиром Макаровым и его коллегами по Федеральной службе охраны. Репортаж "Вестей в субботу" и с автодрома ФСО, и из нового музея на ВДНХ и, главное, из Кремля.

Штандарт на ощупь – пластик и ткань. Но из чего кузов? Рядом – укороченный седан.

ВДНХ. Рядом с павильоном "Космос" сейчас происходят интересные вещи. Сюда, в новый музей, в павильоны 53 и 54, свозят автомобили первых лиц за все-все годы. Это такой Mercedes, какой был у Николая II. У него встречаемся с главным историком ФСО Сергеем Девятовым.

- Сергей Викторович, этого, наверное, никто не видел десятилетиями?

- Да.

Конкретно этот автомобиль (еще на цепной тяге, как у велосипедов) предоставили немцы. Все остальные – из запасов самого ГОНа.
Вот это авто смогло въехать своим ходом: Rolls-Royce модели "Серебряный призрак". Именно на такой передвигался Владимир Ленин, для кого в Кремле и возник Гараж особого назначения. До этого в Петрограде было по-другому.

"У Ленина изначально была машина Turcat-Mery. Еще в Петрограде. С ней много всякого связано, ее даже угоняли от Смольного. Но если брать московский период, то есть когда правительство переезжает в Москву, то основной машиной Ленина становится Rolls-Royce", – рассказывает советник Директора ФСО России Сергей Девятов.

Вот и в пореформенные времена руководители России сначала пересели на импортные автомобили. Но теперь – опять свои. И какие!

Почему дверь автомобиля такая тяжелая? Обо всем по порядку.

Итак, Владимир Ильич на хронике запечатлен в открытом варианте Rolls-Royce, в кабриолете. Но уже и он после покушения предпочитал вариант закрытый. Его охрана наверняка была бы и за броню. Но тогда все пожелания было тогда выполнить трудно.

"Открою страшную тайну. Денег в стране действительно было мало, поэтому Красин закупал для Владимира Ильича подержанный Rolls-Royce 1914 года в Великобритании", – сказал Сергей Девятов.

В первые годы после революции даже для первых лиц автомобили были в дефиците. И Сталин поначалу использовал автомобиль предшественника. Но и дальше у него машина была импортная – американский Packard, который в СССР доработали. Отныне – броня.

- Здесь бронестекла, – показывает Сергей Девятов.

- Даже звука стекольного нет.

- Нет, никакого стекольного звука. Это многослойное стекло, толщина – 7 сантиметров.

- Это же поднять, наверное, самому невозможно?

- Невозможно. Там стоит домкрат.

Сегодня бронезащита на автомобилях первых лиц – норма.

Отечественный предшественник Aurus ЗИЛ. Для членов Политбюро. Еще при его испытаниях напротив ставили автомат. Стреляли уже и в 30-х, тогда – из винтовки.

Из более поздних автомобилей в этом же павильоне и 21-я "Волга". А она тут при чем?

Автодром Гаража особого назначения в подмосковной Купавне. Здесь до сих пор испытывают и старую "Волгу" – к предстоящему ралли "Монте-Карло" вместе с другими автомобилями того поколения.

"У моей машины под капотом находится 8-цилиндровый мотор. Ровно такие же моторы стояли на машинах сопровождения у Гаража особого назначения", – поясняет гонщик Алексей Васильев. На то они и машины сопровождения, охраны.

А вот уже нынешняя основная машина. Тренировки ведут те, кто по штатному расписанию не водители, а именно шоферы основной автомашины. И это, конечно, фантастика! Но нам разрешили опробовать эту машину вообще в Кремле.

- Правила движения в Кремле есть?

- Существуют. И их очень строго придерживаемся, – отметил генерал Макаров.

Что важно? Зачастую именно на автомобилях для первых лиц отрабатываются многие такие штучки, которые потом входят в конструкцию всех машин. Начинался процесс еще век назад.

На ВДНХ представлен теперь и Delaunay-Belleville с круглым радиатором по образцу паровых котлов. Но был заявкой на будущее.

"Знаменитая фраза Луи Левасора, который победил на гонке в Париже, примерно на такого плана автомобиле, самое начало XX века, была такой. Он вышел, снял шлем и репортерам сказал: "Это было безумие. Я развивал до 30 километров!" – рассказал Илья Сорокин – известный галерист, коллекционер ретроавтомобилей, организатор выставки "Олдтаймер-Галерея", консультант ФСО.

А вот сразу несколько фотографий у этого автомобиля и Николая II, который, впрочем, предпочитал быть все больше пассажиром, настолько большой премудростью было тогда вождение. Отдельная головоломка – педали. Но даже те, кто далек от техники, наверное, уже обратили внимание: а где же на таких автомобилях поворотники?

"В данном случае правая рука еще и сигнализатор поворотов была", – пояснил Сорокин.

Естественно, все это было настолько сложно, что не водили ни Ленин, ни Сталин (на одном из фото он садится вроде как за водительское место, но машина-то с английским правым рулем).

- Основная часть членов Политбюро не водила, более того, это не приветствовалось в связи с угрозой здоровью и жизни. Так же было запрещено членам Политбюро летать на самолетах, – отметил Сергей Девятов.

Сразу два прорыва – при Леониде Брежневе. Во-первых, он уже и сам любил сесть за баранку. Он влюбился в автомобили еще на фронте. Во-вторых, Брежнев был заядлый охотник. Но с годами УАЗик стал для него жестковат. Следствие – вот эта удивительная "Волга". Рассмотрим ее с нескольких ракурсов с директором нового музея Сергеем Паронджоновым.

- Сергей Сергеевич, но это же и "Волга" и не "Волга" какая-то.

- Именно так. Это очень интересный автомобиль. Что-то взято от автомобиля УАЗ. Таких машин было собрано всего пять штук.

Собрали в 1974-м. А уже в 1977-м в СССР стала серийно производиться "Нива". Вот откуда корни. И все же первый прорыв – еще раньше. Напротив сталинского американского Packard – отечественные красавцы ЗИСы: 101-й, который стали выпускать еще до войны, и 110-й, задуманный, когда немцы стояли еще под Москвой.

- А это не из кремлевского ли рубинового стекла?

- Нет, – говорит Сергей Девятов.

- Но смысл похожий?

- Это оргстекло. Причем эта идея возникла у товарища Сталина. И появилась вот эта яркая вещь.

А еще эти автомобили проходили и то, что сегодня называется "краш-тестами". А также стали первыми, которые, пройдя обкатку в Гараже особого назначения, передавались в народное хозяйство, даже в такси, а также в медицинскую службу. Приглядитесь: – они часто мелькают в кино. Я помню, как в моем детстве считавшуюся "министерским" автомобилем "Чайку" заказывали на свадьбы для молодоженов.

- Сев в такой автомобиль, молодожены могли обнаружить что-то секретное, оставшееся из Гаража особого назначения?

- Нет, секретного не могли обнаружить. Они могли увидеть следы от крепления мобильной радиосвязи, но если быть точным, то это мобильный телефон. Была в советские времена достаточно долго система мобильной (телефонной) связи. Но такая связь полагалась очень узкому кругу людей, – рассказал Девятов.

- Естественно, ее демонтировали, когда сдавали в народное хозяйство.

- Занимала она полбагажника.

Что может занимать полбагажника сейчас? Бензина Aurus "ест" примерно 15 литров на 100 километров. Но и этот кремлевский Aurus, и будущие серийные Aurus – это гибриды. Еще и с электродвигателем. Правда, по мнению начальника ГОНа, до перехода только на электротягу во всем мире еще надо дорабатывать накопители.

"Под задним сидением стоит батарея здесь. Она достаточно большая по объему", – говорит генерал Макаров.

В ожидании появления новых видов аккумуляторов – еще о музее.

- Я этим живу уже много лет, – признается Илья Сорокин.

- Больше техника или история?

- Сложно сказать. Тут одно от другого неотделимо. Кто-то, может быть, приходит в музей и видит железные автомобили. А я за каждым из них, думаю, что не только я, наверное, большинство посетителей, вижу еще личность, руководителя великой страны, который вершил судьбы истории.

- А вы будете разрешать посетителям, как мне сейчас, дверь приоткрыть, закрыть?

- Думаю, что раз в неделю мы точно будем допускать к одной из машин, – сказал Сергей Паронджонов.

И вновь в Кремль. На Соборной площади генерал Макаров объясняет, что шоферы основной автомашины – офицеры. Сам он начал службу в 1987-м, когда в гараже оставались еще и ЗИСы. А теперь на "единой модульной платформе" и лимузин, и внедорожник, и этот наш седан.

Чтобы, если что, рвануть, паркуемся, как и полагается в Кремле, капотом вперед.

- Экзамен сдан?

- Да, причем с положительной оценкой.

Ну, а коли так, то я попросил бонус – всегда хотел заглянуть в коляску мотоциклов почетного эскорта. Оказалось, что там пусто. А зачем она тогда вообще нужна?

"Это зимний вариант мотоциклов. Летом сопровождение осуществляется на двухколесном, ну а зимой – на трехколесном, учитывая климатические особенности нашего региона", – пояснил генерал Макаров.

Читайте также

Видео по теме