"Талант – драгоценность": судьба Марины Нееловой в жизни и в кино
Изящная фигурка, бездонные глаза, полные, чувственные губы, капризное выражение лица – такой перед зрителем предстала Принцесса из фильма "Старая, старая сказка" (1968). Это была первая роль Марины Нееловой, обеспечившая ей популярность. Позже выяснилось, что, помимо эффектной внешности, у Марины Нееловой есть и другие "козыри": харизма, острый глубокий ум и яркий талант. Они сопровождают ее долгие десятилетия. Сегодня, 8 января, народной артистке исполняется 74 года.
... Она родилась в Ленинграде, в семье, далекой от мира театра и кино. Мама Нееловой, Валентина Ивановна, в годы войны отправилась на фронт добровольцем. Она старалась воспитывать дочь в любви и заботе. Родители прививали девочке чувство прекрасного, приобщали ее к искусству, и уже с первого класса Марина мечтала о сцене.
Тогда же проявились и артистические способности. Она выиграла школьный конкурс чтецов, затем районный, городской, потом прошла на всесоюзный конкурс. Она должна была ехать на Кубу, но мама вместо этого решила отвезти юную чтицу к бабушке на Волгу. Так что Марине так и не удалось продекламировать за океаном знаменитое "Мы с Тамарой ходим парой" (именно с ним Неелова выступала на конкурсах). Зато она начала заниматься в кружке художественного слова, что впоследствии очень пригодилось в ее актерской карьере.
После окончания школы девушка поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ей удалось впечатлить педагогов вдохновенным чтением монолога из романа "Война и мир". А во время учебы Марина сумела заявить о себе как о неординарной актрисе. Неудивительно, что уже на третьем курсе ей достались сразу две роли в картине "Старая, старая сказка" – капризной Принцессы и дочери трактирщика.
К моменту окончания вуза о Нееловой уже говорили. По слухам, после выхода "Старой, старой сказки" сам Георгий Товстоногов собирался пригласить молодую актрису в Большой драматический театр (она и сама мечтала попасть в его труппу). Но Марина вдруг решила уехать в Москву.
В 1971 году Неелову приняли в Государственный академический театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Три года спустя она устроилась в "Современник", в котором служит и по сей день. Ее первой работой в "родном" театре стала роль в спектакле "Валентин и Валентина", куда она была введена Валерием Фокиным и Константином Райкиным вместо выбывшей артистки.
Крупным прорывом стало появление Нееловой в картине "Монолог" (1972) – психологической драме с Михаилом Глузским. О ней начали говорить как о настоящей звезде. А сам Глузский, оставшись в восторге от таланта молодой напарницы, еще долго называл ее своей внучкой.
Следующими яркими киноработами Марины Мстиславовны стали роли в фильмах "Принц и нищий", "С тобой и без тебя", "Слово для защиты" и другие. Параллельно съемкам в кино она вдохновенно играла в театре – ее "визитными карточками" стали роли Виолы ("Двенадцатая ночь"), Маши ("Три сестры") и Ани ("Вишневый сад"). Амплуа хрупких и ранимых, но сильных женщин, отстаивающих свою личность, было для актрисы наиболее привычным.
Роль Аллочки в фильме "Осенний марафон" – одна из самых известных в биографии Нееловой. Интересно, что в ленте Георгия Данелии Неелова изобразила молодую любовницу главного героя, хотя в жизни Марина всего на год младше Натальи Гундаревой, сыгравшей "старую" жену.
К слову, режиссер заметил молодую артистку еще по курсовой работе своего ученика. Он давно хотел снять ее в какой-нибудь из своих картин, но даже не знал имени и фамилии талантливой красавицы. На момент съемок "Осеннего марафона..." Неелова уже была широко известна, и Данелии пришлось подстраиваться под ее график.
Личная жизнь Марины Нееловой
Ее первым мужем стал актер и режиссер Анатолий Васильев, брак с которым продлился восемь лет. Характер у мужчины не был идеальным, и позже, в одном из интервью, Неелова признается, что именно с Васильевым научилась "держать удар". Супруги решили развестись в 1978 году, когда поняли,что отношения себя исчерпали.
В начале 80-х актриса пережила роман с шахматистом Анатолием Каспаровым. Их связь была бурной и страстной (влюбленных не смущала 16-летняя разница в возрасте), однако продлилась всего два года. Сорокалетняя актриса родила дочь Нику, отцом которой предположительно является Каспаров. Гроссмейстер, однако, ребенка не признал. Гордая женщина воспитывала девочку в одиночестве.
В 1989 году народная артистка вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, чрезвычайного и полномочного посла, ныне – судью Международного суда ООН. Брак с Геворгяном оказался счастливым. Он длится и по сей день.
Интересные факты о Марине Нееловой
Во время работы над "Старой, старой сказкой" Олег Даль поначалу не хотел сниматься с юной актрисой. Он считал ее слишком неопытной и застенчивой. Кандидатуру Нееловой критиковал и худсовет, однако режиссер Надежда Кошеверова видела Принцессу только в исполнении Марины. Позже Даль подружился с Нееловой, и вдвоем с режиссером им удалось "отстоять" дебютантку.
Знаменитый модельер Вячеслав Зайцев был в полном восторге от внешних данных актрисы. Марине Мстиславовне предстояло сыграть Раневскую, и она прошла множество примерок у художников (Зайцева и Каплевича). "Фигура, а! С ума сойти", – восхищался модельер. По его словам, объем талии у Нееловой был всего 54 см. С годами силуэт артистки практически не менялся.
"Марина… соткана из секса", – говорил Зайцев и отмечал, что, несмотря на миниатюрность, на сцене Неелова выглядела высокой.
Ей не раз приходилось играть в одном и том же проекте, но – разных персонажей. Например, в фильме "Тень" Надежды Кошеверовой (1971) Неелова исполнила роль Аннунциаты. Через двадцать лет она снялась в картине "Тень, или Может быть, все обойдется" (фильму по той же самой пьесе Евгения Шварца), но уже в роли певицы Юлии Джули.
С четырех лет будущая артистка мечтала заниматься балетом. Мама тоже очень хотела, чтобы девочка стала балериной. А вот отец Марины надеялся, что дочь станет художницей.
На экзаменах в ЛГИТМиК маленькая и хрупкая Неелова чувствовала себя невзрачной на фоне других абитуриенток (среди которых было много эффектных красавиц). Но она придумала, чем удивить комиссию. Во время одного из туров конкурсанток попросили изобразить, как они моют воображаемые окна.
"Все моют маленькие окна – практически форточки. А у меня было та-акое окно – сцены не хватит, видимо, какая-то американская витрина. И я бегала из конца в конец и вытирала ее всем телом", – вспоминала актриса.
Комиссии пришлось постоянно следить взглядом за юркой абитуриенткой – именно так она и затмила своих конкуренток.
Во время съемок в картине "С тобой и без тебя" Неелова в полной мере примерила на себя роль батрачки: она вставала засветло и таскала мешки, набитые камнями; косила траву и полола лен, рубила дрова и пасла скот. Да и партнер по фильму Юозас Будрайтис бил ее довольно серьезно (для большей убедительности, по мнению режиссера Родиона Нахапетова), так что актрисе приходилось ходить с настоящими синяками.
Ее называли "молодой Раневской". Сама же Фаина Георгиевна так отзывалась о начинающей (на тот момент) актрисе: "Неелова встревожила меня какой-то своей душевной незащищенностью и, как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им. И она все время в его власти, даже во время самого простого разговора". Она отмечала, что дар Марины нуждается в заботе режиссеров и коллег по сцене, ведь "талант – драгоценность, которой наслаждаются все...".