Освобожденные из ливийского плена россияне рассказали о пытках и избиениях
На родину вернулись российские моряки, оказавшиеся в плену в Ливии. Вместе с ними освободили и члена экипажа с Украины. Сейчас россиянам восстанавливают документы. Как случилось, что моряки попали в плен? Как их удалось спасти?
Наконец они в Шереметьеве. Виктор Бодряга, Димитрий Димитриади, Сергей Кошелев и Володимир Давтян. Трое россиян, один украинец, которых держали то ли на военной базе, то ли в каком-то подпольном центре в Триполи. Кто их допрашивали и бил, Виктор не знает. Говорит, все были в гражданском и с оружием.
"Это следы стяжек. На ночь руки за спину – фиксируют, очень жестко фиксируют. Потом каждые полчаса приходят, проверяют и опять фиксируют. Каким образом? Они вытягивают палец, чтобы было расслабление, и фиксируют. К утру… Да не к утру, а через несколько часов уже очень больно, боль нестерпимая", – вспоминает Виктор Бодряга.
22 декабря яхта с моряками причалила в порту Триполи – экипаж хотел набрать солярки, но был захвачен в плен. Освободить людей удалось благодаря усилиям российских общественников и дипломатов, конкретно – спецпредставителя президента по Ближнему Востоку Михаила Богданова.
"Просто огромное спасибо! Там день – как век. Я не знаю, как люди вообще там…", – говорит Димитрий Димитриади.
Первую ночь спать можно было только в одной позе, рассказывает Димитрий. Потом прокурор Триполи несколько смягчил условия, но начались допросы, на которых от хозяина яхты требовали абсурдных вещей.
"Признаться в тех грехах, которые я никогда в жизни не делал: что якобы я перевожу оружие для каких-то террористических действий, что я – агент КГБ", – возмущается Димитрий Димитриади.
В аэропорту моряков встречал Максим Шугалей – он полмесяца назад вернулся из ливийской тюрьмы. Про российского социолога не только в России – в мире знают, и фильмы о нем видели. Говорит – консультировал специалистов, которые занимались освобождением пленников.
"Информация, которую я приобрел, пока находился там. Связи появились, со многими заключенными беседовал, с полицейскими. Эту информацию я использовал для того, чтобы дать компетентным людям, чтобы они помогли этих людей вытащить. Я очень рад, что в короткий срок – не год, ничего, а люди уже находятся здесь", – отмечает социолог Максим Шугалей.
Моряков вернули без документов, практически без одежды. Яхта тоже осталась в руках… Димитрий Димитриади не знает, в чьих. А еще – не очень понятно насчет освобожденного российской стороной Володимира Давтяна. Иностранного гражданина без документов нужно как-то вернуть домой.
"Большую часть работы мы сделали за них. Мы этим абсолютно не гордимся и не носимся с криками и плакатами. Но сейчас бюрократическую часть работы должно выполнить посольство Украины", – объясняет член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
Моряки провели в плену 10 дней. Всего десять, подчеркивает экипаж. Потому что, хотя в ливийских застенках каждый день и тянется целую вечность, но все-таки те, кто захватил моряков, отпустили их довольно быстро. Возможно, поняв после истории с Шугалеем, что наша страна этого так не оставит.