Эволюция и эволюционные процессы 7 января 2021, 14:05 7 января 2021, 15:05 7 января 2021, 16:05 7 января 2021, 17:05 7 января 2021, 18:05 7 января 2021, 19:05 7 января 2021, 20:05 7 января 2021, 21:05 7 января 2021, 22:05 7 января 2021, 23:05 8 января 2021, 00:05

Как самые странные в мире существа приобрели свои странности

Утконосы по праву носят титул самых странных млекопитающих на Земле.
    Фото Global Look Press.
    Ехидны и утконосы – единственные ныне живущие млекопитающие, откладывающие яйца.
    Фото Global Look Press.
    Утконосы по праву носят титул самых странных млекопитающих на Земле.
    Фото Global Look Press.
Утконоса и ехидну можно назвать самыми странными животными на Земле. Теперь учёные выяснили, как они стали такими необычными.

Учёные проанализировали геном утконоса и ехидны и выяснили, как они стали одними из самых странных животных на Земле.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature.

Утконосы и ехидны – настолько странные существа, что их первооткрыватели не могли поверить своим глазам. С тех времён прошли века, но интерес зоологов к этому чуду природы не угас. Только теперь учёные ищут ответы на свои вопросы с помощью самых современных методов.

Геномы утконоса и ехидны были частично расшифрованы уже давно. Однако теперь учёные изучили ДНК "неведомых зверюшек" куда более тщательно. Это помогло выяснить, как эти австралийские чудо-звери приобрело свой необычный облик.

Прежде всего, утконосы и ехидны – единственные современные млекопитающие, откладывающие яйца (поэтому их выделяют в подкласс яйцекладущих). И теперь понятно, как им это удаётся. У этих двух животных всё ещё работают гены, отвечающие за формирование вителлогенина – предшественника яичного желтка. Правда, не в полном составе.

У общего предка млекопитающих и птиц таких генов было три. Птицы сохранили все три. Человек и почти все остальные млекопитающие полностью утратили эти гены. А вот яйцекладущие потеряли лишь часть из них. Так, у утконоса остался один такой ген (два других было потеряно примерно 130 миллионов лет назад).

Вместо выключившихся генов, отвечающих за вителлогенин, все млекопитающие приобрели гены синтеза казеина – основного белка молока. То же самое произошло с утконосом и ехидной, хотя у них были заменены не все "вителлогениновые" гены. Правда, яйцекладущие вырабатывают молоко своеобразным способом: у них нет сосков, а молочные железы сохранили большое сходство с потовыми (от которых они и произошли). Можно сказать, что утконос и ехидна потеют молоком.

Другая странность яйцекладущих – отсутствие зубов. Особенно это бросается в глаза у утконоса с его клювом, похожим на птичий.

Новое исследование показало, что утконос и ехидна происходят от зубастых предков. Но более ста миллионов лет назад они утратили несколько генов, отвечающих за рост зубов.

Следующая странность австралийских экзотов – обилие половых хромосом. У утконоса и ехидны их десять (в то время как у остальных млекопитающих по две). Как выяснили биологи, некогда предки яйцекладущих имели одну кольцевую половую хромосому, которая потом разделилась на несколько фрагментов.

Ранее Вести.Ru также рассказывали о том, как утконос и ехидна могут помочь в борьбе с супербактериями и диабетом.