18 января 2021, 12:06 18 января 2021, 13:06 18 января 2021, 14:06 18 января 2021, 15:06 18 января 2021, 16:06 18 января 2021, 17:06 18 января 2021, 18:06 18 января 2021, 19:06 18 января 2021, 20:06 18 января 2021, 21:06 18 января 2021, 22:06
  • Дженнет Арльт

Башмет о марафоне юношеских оркестров: “Мы закладываем культурные мосты в будущее"

  • Башмет о марафоне юношеских оркестров: “Мы закладываем культурные мосты в будущее"
Беседа с Юрием Башметом в преддверии марафона юношеских оркестров, который пройдет на телеканале "Россия Культура" 23 января.

23 января на телеканале “Россия Культура” пройдет шестичасовой телемарафон в поддержку юношеских оркестров мира. В грандиозном концерте выступят 19 коллективов из Европы, Китая, Индии, Южной и Северной Америки. В преддверии этого события мы встретились с инициатором проекта Юрием Башметом и расспросили маэстро о марафоне и его участниках. Он также рассказал, как в условиях ограничений пройдет Второй международный фестиваль искусств в Москве и важной для него традиции – отмечать свой день рождения на сцене.


– Юрий Абрамович, как иностранные оркестры отреагировали на Ваше предложение о марафоне?

Юрий Башмет: Идея такого марафона носилась в воздухе. Мы ничего нового не придумали, просто бросили клич, и я очень рад ответной реакции. Она была ожидаема, но что будет такой масштаб – 19 участников – мы даже не надеялись. И если выражаться немного пафосно, то я бы продлил высказывание Михалкова-старшего. Он когда-то сказал фразу о том, что "Сегодня дети, завтра – народ". Я бы дополнил: "Сегодня это дети, завтра – человечество". Что это уже не только наша страна, но и дети из других стран. По-моему, это очень своевременно. Это будущее человечества, я бы так конкретнее сказал. Через культуру, через музыку, мы говорим друг другу о том, что мы все хотим жить в мире, хотим быть здоровыми и мы видим наше будущее в положительных красках. И эти подростки вырастут и будут так же мыслить. Поэтому наш марафон – это замечательная идея. В этом году мы выступили инициаторами. Дай бог, все пройдет успешно. А потом пусть кто-то из участников других стран будет инициатором следующего марафона. Так мы закладываем на будущее такие культурные мосты.


– Среди откликнувшихся оркестров был какой-то отбор?

Ю. Б.: Нет, мы вышли с предложением и ждали ответов. Нас поддержали очень много стран, причем таких, где я, честно говоря, даже и не подозревал, что есть оркестры, причем молодежные. Кроме Америки, Германии, участие которых было предсказуемо, в этом проекте будут участвовать коллективы из Кении, Катара, Доминиканы, Венесуэлы. Поэтому с большим интересом сам буду слушать. Мы предложили эту идею телеканалу “Россия – Культура”, и здесь сразу же нас поддержали.

Всероссийский юношеский оркестр под управлением Юрия Башмета


– Ваш Всероссийский юношеский оркестр также принимает участие в марафоне. Что музыканты будут исполнять?

Ю. Б.: В целом у ВЮСО не маленький репертуар. Но есть произведение, которое очень нравится нам всем и которое написано специально для нас. Кузьма Бодров написал “Путеводитель по оркестру”, и мы его уже много раз исполняли в России и других странах. Оно идеально подходит для этого марафона, тем более это наш эксклюзив: эти ноты есть только у нас и больше ни у кого в мире. Но, думаю, после этого марафона другие оркестры их запросят (смеется). Марафон ведь не только в России будут показывать, его трансляция будет идти в шести странах.


– Московский фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета все же состоится в этом году?

Ю. Б.: Да, у нас уже много лет идут фестивали искусств в Сочи, Ростове, Ярославле. В 2020-м мы провели первый фестиваль в Москве. Исполнения прошли с успехом, и мы решили продолжать. В этом году фестиваль будет, пусть со всеми необходимыми ограничениями, но состоится: с 18 января по 12 февраля. Для меня он очень важен. У него же довольно широкий жанровый диапазон. Мы задумывали его не просто как музыкальный фестиваль, а фестиваль искусств.


– Задача в том, чтобы популяризировать академическое искусство?

Ю. Б.: Это не просто так всё случилось, это жизненный опыт. Мы создаем спектакли для зрителя, который только начинает свой путь в мир классической музыки и не готов высидеть всю оперу. Я столкнулся с тем, что молодежь в принципе не знает того же "Евгения Онегина", кто там кого любил и почему они стрелялись. Слушатель не всегда может понять текст арии, разобрать слова. А текст – гениальный, это Пушкин! И музыка ничуть не менее гениальная, это Чайковский! В общем, обидно, что не все понимают текст, это же должен знать каждый. Поэтому моя идея была (я сейчас про “Евгения Онегина”), в том, чтобы артисты декламировали, скажем грубо, текст, а “хиты” из этой оперы исполнялись вживую прекрасными певцами.


– Настоящие поклонники и знатоки театра не очень любят подобные эксперименты…

Ю. Б.: Конечно, но этот эксперимент удался, и он всё ещё живёт, пользуется популярностью. Профессионалы оперы могут меня "казнить", ведь мы без анестезии, так сказать, ножом “режем” оперу. Но в этом есть смысл. Потому что тот, кому это понравится, через год-два придёт и с удовольствием послушает оперу в оригинале. Я всегда привожу в пример Ванессу Мэй, которая попала с Вивальди в мировые хит-парады. Она эффектная девушка, замечательно аранжировала классическое произведение и благодаря ей про “Времена года” узнали множество людей. Уверен, что многие потом нашли и послушали их в классическом варианте.


– Фестиваль искусств – это всегда громкие премьеры. Чего ждать в этом году?

Ю. Б.: Для прошлого фестиваля Александр Чайковский написал хоровую оперу “Сказание о Борисе и Глебе”. Премьера была в прошлом году в Филармонии-2, потом мы показывали ее в Сочи, была также трансляция на “России Культуре”. А для нового фестиваля композитор приготовил новое сочинение “Свидание в Москве” – мы уже на нашем традиционном новогоднем концерте некоторые фрагменты исполнили. Это будет произведение о Москве, очень мощное, я сам жду премьеру с большим нетерпением. В программе также наш, пожалуй, самый популярный спектакль “Не покидай свою планету” с Константином Хабенским, симфонические программы, обязательный джазовый вечер. Считаю, что наш московский фестиваль занял свою нишу: после насыщенных концертами новогодних и рождественских праздников в городской афише было пусто.

Константин Хабенский и Юрий Башмет в спектакле "Не покидай свою планету"


– Как удалось преодолеть все сложности организации, ведь есть ограничения и по публике, да и границы закрыты...

Ю. Б.: На данный момент все иностранцы, которых мы приглашали, дали своё согласие и я надеюсь, что дальше так и будет. Это, как любят у нас говорить, звёзды мировой величины, очень яркие и известные: Максим Венгеров, Ефим Бронфман, Ксавье Де Местр, Патрисия Копачинская, Давид Фрай и многие другие.

Мы все должны работать и сотрудничать для того, чтобы выжить. Если залам невыгодно проводить концерт в связи с 25% заполняемости, значит, артисты должны также учитывать это, говоря о гонорарах. Мы все как будто начинаем работать с чистого листа. Все должны понимать ситуацию. Самое главное, что если есть фестиваль – значит, мы живы. Раз есть концертная деятельность – значит, мы живы. Я не забываю повторять свою мысль о том, что если в возрасте 13-15 лет подросток не видит активности вокруг, не вовлечен в мир классической музыки, то он скорее всего уйдет в другую область интересов, перестанет интересоваться культурой. Тогда мы потеряем поколение, а дальше надо будет десятилетиями культуру восстанавливать. Поэтому роль фестивалей трудно переоценить, это очень важно, что они есть.


– Вы, как обычно, будете отмечать свой день рождения на сцене (24 января Юрию Башмету исполнится 68 лет – Прим. ред.)? Готовите какие-то сюрпризы?

Ю. Б.: Мы каждый год делаем какие-то особенные вещи, но в этом году будет более классический жанр, не капустник, не спектакль, но мощный серьёзный концерт с иностранными приглашенными солистами. Это моя традиция, пару раз в жизни у меня не было концерта в этот день, и я невероятно переживал эту пустоту. Понял: это не моё. Когда я на сцене, я всегда чувствую, что живу. А если я не на сцене, то возникает ощущение чего-то несостоявшегося, у меня потом тяжело на душе. Кстати, такие же чувства я испытываю 31 декабря. Однажды в этот день я был в Париже с Мстиславом Ростроповичем, у нас был замечательный новогодний концерт, но я ощутил, что это как-то неправильно, Новый год должен быть дома, то есть в Москве. В этом году из-за ограничения по количеству слушателей мы в столице сыграли наш новогодний концерты дважды: в 15 часов и 19 часов. Мир меняется, мы вынуждены жить в новой реальности, но я верен своим личным традициям, это моя личная стабильность.

Беседовала Дженнет Арльт
Фото: Алексей Молчановский / пресс-служба РКА

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация