Вспоминая фотографа Николая Рахманова
На 89-м году ушел из жизни классик советской фотожурналистики Николай Рахманов. Его называли великим фотолетописцем Москвы.
"Я люблю Москву и снимаю ее как портрет любимого человека", – говорил Николай Рахманов. Тема столицы и кадры с ее видами были самыми главными в его творчестве. Фотоальбом "Москва" получил Гран-при и Золотую медаль на международном конкурсе "Самая красивая книга мира" в Лейпциге, а альбом "Сокровища Московского Кремля", изданный в 80-х в Швейцарии на шести языках, завоевал премию "Самая красивая книга Швейцарии".
"Я знал его очень хорошо. Это был замечательный мастер художник. Это был человек, одержимый совершенно профессий, он снимал очень много и красиво Москву при том, что видел уже даже не очень хорошо, а снимал блистательно совершенно. Рахманова ни с кем не спутаешь, это был удивительно честный художник и фотограф, он был очень крупный мастер. Помнить я буду его Москву, потому что так он снял Москву, никто не снял Москву", – отметил фотограф Юрий Рост.
"Он в большей степени фотограф музейный, фотограф прикладной, и профессионалов такого уровня не было в Советском Союзе, да и в более поздней России. Это безусловные шедевры именно фотографии, видовой, прикладной и музейной. В этом смысле он крупная фигура, действительно величина", – добавил арт-директор Галереи классической фотографии Марк Коберт.
За стремление Николая Рахманова постоянно снимать с крыш домов и большой высоты друзья прозвали его "фотографом-домушником". Его тяжелая шестидесятикилограммовая фотоаппаратура в 70-е побывала там, откуда еще никому не удавалось сфотографировать столицу – на колокольне Ивана Великого или на шпиле Университета, откуда он тоже делал панорамы города в любую погоду.
"Он обладал внутренней способностью делать это место своим. Сейчас тоже существует много фотографов: они тоже снимают Кремль. И штатив – дырки, которые его штатив оставил, а на снимках не то. Нет той атмосферы, не того внутреннего осязания большого мастерства и большого чувства", – подчеркнул фотожурналист Лев Шерстенников.
Его творческий путь начинался в 50-е годы в качестве фотокорреспондента в отделе иностранной фотоинформации ТАСС. Потом он работал в разных газетах и журналах. В 70-х Рахманов одним из первых начал заниматься цветной фотографией. Персональные выставки этого классика советской фотографии проходили в самых разных странах. Он много путешествовал, но когда его спрашивали, какой же город приглянулся ему больше остальных, всегда отвечал, что его сердце отдано Москве.