Картины Джамбаттисты Тьеполо отправились из Архангельского в ГМИИ им. Пушкина
В Пушкинском музее готовятся к открытию выставки, посвященной творчеству венецианского художника XVIII века Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико. Она включает все работы этих живописцев, находящиеся в собраниях Москвы, в том числе и две знаменитые композиции Тьеполо из музея-усадьбы "Архангельское". Их уже доставили на Волхонку. За переездом наблюдала Юлия Кундрюкова.
Антоний и Клеопатра захватили Джамбаттисто Тьеполо настолько, что истории их любви он посвятил несколько картин. "Встреча Антония и Клеопатры" – работа, в которой заговорили краски. Огонь страсти – красный плащ Антония и спокойный жемчужный цвет одежды Клеопатры. Их игривому противостоянию вторят и другие персонажи, каждому из которых достались оттенки этих двух цветов. Эта картина в 60-е годы XX века была отреставрирована. Вторая – "Пир Антония и Клеопатры" – реставрировалась в позапрошлом столетии.
"Эти картины не просто реставрировались. Живопись – авторский красочный слой – был переведен на новую основу. То есть представляете, надо было перенести, отделить красочны слой с авторским грунтом – эта история невероятная", – пояснила хранитель музейных предметов музея-усадьбы "Архангельское" Марина Краснобаева.
Новый холст – слишком тонкий для таких огромных картин – шесть метров длинной и три с половиной метра высотой. И в 2001-м, перед прошлой выставкой в Пушкинском музее, французские специалисты сделали для них особые подрамники. Они сами регулируют натяжение холста. Это и хорошо, если картина висит правильно, холст натянут идеально. И добавляет сложностей: картины на таких подрамниках трудно перевозить – их нельзя ни ставить вертикально, ни класть горизонтально.
"Вся тяжесть картины ляжет на нижнюю сторону подрамника, и картина начнет тихо сползать. Поэтому ее под наклоном повезут, небольшим, но все-таки наклоном", – добавила Марина Краснобаева.
Переезд в Пушкинский на время реставрации дворца вполне логичен. Ведь там, в одном зале, две картины встретятся с другими работами Тьеполо – тоже из Юсуповской коллекции.
"Пушкинский музей является держателем наследия Юсуповых, и более сотни работ находится сегодня в запасниках экспозиции Пушкинского музея. Поэтому главная картина нашего дворца усадьбы "Архангельское", главные картины работы Тьеполо, сегодня переезжают к своим собратьям", – отметил директор музея-усадьбы "Архангельское" Вадим Задорожный.
Переезд таких полотен – сложнейшая операция, все продумано до нюансов на каждом этапе. Сначала готовят упаковочный материал. Потом предельно аккуратно снимают картину. Теперь, когда картина аккуратно уложена на кирпичи из пенопласта, можно демонтировать раму – ее повезут отдельно. Самое сложное – вынести полотно такого размера из дворца, здание окутано строительными лесами, а на улице – гололед. Двери фургона открывают в последний момент: внутри, конечно, теплее специальный температурный режим. А на улице – минус 18. Не лучшая погода для таких путешествий. Полотно спасает и специальный слой упаковки – "аэродубль". Картину можно перевозить только под наклоном.
Из морозной усадьбы машина направляется прямиком в Пушкинский – там полотна уже ждет другая бригада. Здесь хоть и нет строительных лесов, но задача на этот раз – пронести гигантское полотно между колоннами. По правилам, после такого переезда картины должны постоять в помещении перед развеской, акклиматизироваться. Но из-за особенностей подрамников полотна нельзя укладывать, их можно только повесить на стену. Поэтому в этот же день они займут свои места на выставке, которая откроется совсем скоро.
"Мы не знаем, из какого палаццо они происходят, для кого они были сделаны – это неизвестно. Но явно они монтировались непосредственно в стену. То есть в стене их обрамлял рельеф на подобие рамы, который был частью стены. А картины углублялись как бы. Таким образом Тьеполо утверждает себя здесь как художник монументальной живописи", – объяснила куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.
Хранитель из музея "Архангельское" Марина Краснобаева после приезда картин в Пушкинский внимательно осматривает работы на предмет утрат.
На одной из стен уже расположился "Пир Антония и Клеопатры". Своенравная царица, доказывая свое превосходство перед Антонием, растворяет жемчуг в бокале уксуса и затем выпивает этот необычный коктейль, поражая воображение римского полководца. Теперь эти монументальные полотна Тьеполо останутся в стенах Пушкинского до тех пор, пока не закончится реставрация дворца в Архангельском. А выставка работ Тьеполо – отца и сына – открывается уже на этой неделе.