Чик Кориа. Вспоминая гения...
В США на 80-м году ушел из жизни джазовый пианист и композитор Чик Кориа. Его музыкальная карьера длилась более пяти десятилетий. Обладатель двух десятков премий «Грэмми», свой последний альбом Кориа выпустил в прошлом году.
«Мое предназначение – развлекать людей. Ведь любая музыка, становясь слишком серьёзной, лишается души, и теряет своих слушателей», – объяснял Чик Кориа.
Вот как Кориа развлекал слушателей на пару с Бобби Макферрином.
«Я заметил, что людей вообще очень легко вдохновить. Потому что это заложено в каждом из нас, этот импульс создать что-то прекрасное, он внутри каждого из нас, так что, думаю, это моя основная миссия – показывать это через мои выступления, записи, интервью», – отметил он.
Чик Кориа вспоминал, что его отец, руководитель школьного оркестра, часто ставил записи трубача и экспериментатора Майлза Дэвиса, слушал и плакал. Какова же была гордость отца, когда Майлз пригласил его сына в свой коллектив.
После нескольких лет учебы у Дэвиса Чик Кориа создал свой коллектив Return To Forever, где совмещал джаз и рок. Стал одним из зачинателей стиля фьюжн.
«Подобные термины обычно придумывают журналисты, которые рассуждают о музыке. Музыканты так не скажут, никогда не назовут это «стилем фьюжн». Потому что всякий раз, когда мы начинаем играем мелодию, это уже фьюжн, сплав, сочетание разных стилей. Я предпочитаю называть это тяжелым джазом», – пояснял он.
Одновременно с тяжелым джазом Чик Кориа играл камерную музыку. Его творческий союз с виброфонистом Гэри Бертоном продолжался почти 40 лет. В 82-м дуэт выступил в Советском Союзе. С тех пор Чик Кориа не раз приезжал в Россию.
«В 2001 году он приезжал уже со своим, так называемым, "Новым трио", чтобы выступать в Большом зале Московской консерватории. И узнав в тот момент, что Большой зал Консерватории находился в плачевном техническом состоянии, он на следующий день после своего основного концерта дал еще благотворительный концерт в пользу ремонта Большого зала Московской консерватории», – рассказал главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
Чик Кориа играл в самых разных стилях: джаз, рок, авангардный джаз, даже фортепианные концерты. Причем в один вечер мог сыграть 2 совершенно разные программы. За эти творческие метания его ругали музыкальные критики, но он утверждал, что во всех его работах много общего, и он просто пользуется разными средствами, чтобы воплотить свой замысел.
«Его фантазия, его мастерство, его исполнение – оно для всех. И его 23 премии «Грэмми», его популярность, его каждый раз приезд в любую страну, а тем более в нашу Россию – это всегда фурор, это всегда полные залы». – заметил народный артист России Игорь Бутман.
«Он писал очень доступную, мелодически понятную музыку. Она была настолько красивая, что иногда казалась простой, но простой она не была», – заметил трубач, телеведущий Вадим Эйленкриг.
«Чик Кориа – это пример того, как овладев хрестоматией тогдашнего джаза 60-70-х годов, можно стать первым и пойти дальше того, что сделали твои предшественники. И стать самим собой, первым,творцом», – заявил народный артист России Даниил Крамер.
Чик Кориа играл со множеством музыкантов: Стэн Гетц, Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Хёрби Хэнкок, Эл ДиМеола, Диззи Гиллеспи… Джемовал даже с режиссером Вуди Алленом.
«Мне никогда не было интересно быть солистом, который выступает под аккомпанемент. Где у меня была бы главная роль, и я бы говорил, мол, играйте потише, меня должны слышать. Типа, я тут главный. Мне нравится, когда мы становимся одним целым, каждый что-то вкладывает в общее дело и создает музыку». – рассказывал Кориа.
Чик Кориа дарил радость творчества везде и всем, и слушателям, и коллегам. Вот одна из последних репетиционных записей. Радость, которая рождается здесь и сейчас.