Выставка скульптора Иулиана Рукавишникова открылась в Москве
Монографическая выставка скульптора Иулиана Рукавишникова открылась в Пространстве Айдына Зейналова. Известный портретист и монументалист в начале 70-х открыл для себя мир абстракции, где главенствует неисчислимое разнообразие форм жизни. Юлия Струкова продолжит.
Микромир, который становится макро. К природным формам и абстракции скульптор, который в основном создавал монументальные портреты и памятники руководителям советского государства, обратился в 70-х. О том, почему случилось такое творческое перерождение, существует несколько версий. Одну из них рассказывает сын скульптора.
"Была объявлена выставка, на ВДНХ должна была проходить, связанная с экологией. Он хотел сделать что-то связанное с агрономом – плащ агронома, и не найдя плащ я его уговорил сделать лист. И произошел какой-то сдвиг в этом направлении", – рассказал скульптор, народный художник России, сын Иулиана Рукавишникова Александр Рукавишников.
"Эволюция и превращения" – цикл, который Иулиан Рукавишников в итоге создавал четверть века. Получилось, что он изобрел направление, которого не было в мировом искусстве – некий макроанимализм. Увеличенные и трансформированные насекомые, семена, пылинки и травинки превратились в причудливые формы.
"Когда я рассматривала тех насекомых или личинок, которые были воплощены им потом – выглядело под микроскопом это совершенно ужасно. Иулиан Рукавишников, будучи абсолютно городским человеком, вдруг смог погрузиться в этот природный мир, что он создал свою мифологию", – сказала заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи Ирина Седова.
В работах сочетал разные материалы. Часто подручные предметы становились частью композиции. Как вот в этой Куколке бабочки.
Александр Рукавишников: "Где-то он нашел на помойке эту гайку. Здесь она встала идеально. Она мне напоминает древний Египет, который он обожал".
Произведения этой известной серии чем дальше тем больше становятся абстрактными, гротесковыми, играющими со смыслами. Чего стоят названия! "Конфронтация", "Автодизайн", "Формула жизни", "Перспектива".
Иулиан Рукавишников: "А это "Перспектива" у меня называется – мне кажется, что мир к этому очень быстро идет. При том никто не понимает. Все заняты своими делами и не думают, что с ними что-то может случиться – а случается прямо на глазах".
Рукавишниковы – династия в четырех поколениях, представители московской скульптурной школы. От Митрофана традиции были переданы Иулиану, потом Александру, потом Филиппу и множеству учеников. Айдын Зейналов пришел в мастерскую Александра Рукавишникова первокурсником и наблюдал за работой Иулиана Митрофановича.
"Очень сложная и необходимая трансформация скульптуры в бронзу через гипсовую модель. Редко кто прибегает к этому редкому и затратному пути. Я видел инструменты, которыми он работал – это был целый ряд напильников самой резной фракции – от самых мелкозернистых до очень грубых рашпилей. И удивительными – как дирижер работает смычком движениями он работал этими инструментами, выводя идеальную линию поверхности", – отметил скульптор, академик Российской академии художеств Айдын Зейналов.
Этим произведениям Иулиана Рукавишникова – несколько десятков лет, но они не теряют своей актуальности. Некоторые в увеличенных объемах устанавливают в разных городах. И сегодня важно вновь показывать работы таких мастеров, чтоб поддержать школу отечественного академического искусства.