Картины художника Константина Истомина выставлены в галерее "Ковчег"
Выставка работ Константина Истомина открылась в московской галерее "Ковчег". Много лет ее сотрудники работали с архивом художника, организовывали реставрацию его живописи и графики. В галерее прошло несколько персональных выставок Истомина. В новой экспозиции – "Маленькие рисунки и акварели".
На этой выставке Константина Истомина большинство работ представлено впервые. Многие уместились бы на пачке папирос, а некоторые и правда на них нарисованы.
"Вот эти две вещи, они сделаны на каких-то крышках папиросных коробок. Поэтому это совершенно подручный материал, который заведомо не статусный, не адресованный, так сказать, какому-то потребителю", – отметил куратор выставки Сергей Сафонов.
Эта экспозиция- новый этап возвращения Константина Истомина к зрителю. Живописец с европейским образованием, поклонник старых мастеров и новой французской живописи, он принял Революцию, но не смог стать её художником.
Влияние на развитие советской живописи он оказал, воспитав несколько поколений молодых ВХУТЕМАСовцев. Именно ученики после смерти Истомина в 1942 году спасали от уничтожения картины своего учителя. Многие выставочные работы долгие годы сохранял один из учеников, Леонид Казенин.
"Казенин на долгие годы остался держателем этого архива, и не только без движения оставлял эти буквально десятки и сотни работ, но как раз он с ним работал: он описывал, он пытался установить даты, он составлял каталог рукописный", – добавил Сергей Сафонов.
С истоминской живописью его камерные работы роднит трепетное внимание к натуре, лаконизм, артистическая незавершенность. Однако большинство набросков вполне самоценны: их сюжеты не повторяются в более масштабных полотнах. В этом правиле есть и исключения. Эта акварель стала прообразом картины "На Каме".
"Это одна из немногих вещей, являющихся прототипом будущей живописной вещи, потому что большой холст, написанный по этому мотиву, хранится сейчас в коллекции "Русского музея"", – сообщил Сергей Сафонов.
Тихие работы "Московского парижанина", как называли Истомина друзья, не нашли отклика в официальном советском искусстве. Но теперь их можно оценить по достоинству.