Выберите регион

Смотрим на

Вышла новая книга историка кино Валерия Фомина "Победа — навсегда!"

Валерий Фомин презентовал труд, посвящённый посвящённая работе советских кинохроникёров, снимавших освобождение Европы в годы Великой отечественной войны.

"Победа — навсегда!" — вышла новая книга историка кино Валерия Фомина, посвящённая работе советских кинохроникёров, снимавших освобождение Европы в годы Великой отечественной войны. Повод приняться за этот труд у автора был личный. С Валерием Фоминым встретился Станислав Анисимов.

Новая книга историка кино Валерия Фомина "Победа — навсегда!" — хроника главных событий Великой Отечественной войны конца 44-го начала 45-го года. Все документы, собранные в издании, посвящены тому как советские фронтовые операторы снимали освобождение Европы. По словам автора, этот многостраничный труд был незапланированным.

«Решил еще раз бабахнуть по всей этой осволочившейся Европе, по всем людям, которые вот так цинично, так беспощадно делают эту грязную работу, что рушат памятники, которые им бы по совести заваливать и заваливать цветами. Меня охватила такая злость, что хотелось как-то лично ответить", — признался киновед, историк кино Валерий Фомин.

Основу книги составляют реальные документы – директивы, приказы, отчеты начальников фронтовых киногрупп. Работе кинохроникеров во время войны уделялось особое внимание.

Фронтовые хроникальные съемки являются ценнейшим историческим документом и должны быть предельно правдивы. При опубликовании этих съемок недопустимы даже малейшие неточности. Необходимо помнить, что данные монтажных листов раскрывают документальную ценность снятого материала, делают его исторически значимым.

Каждую отснятую пленку сопровождали монтажные листы — они опубликованы в книге. Фронтовой оператор был обязан в свободной форме описывать отснятый материал. Валерий Фомин рассказывает и об организационных проблемах. В мае 1944 года "в целях ликвидации крупных недостатков в деле выпуска киножурналов" была ликвидирована студия Главкинохроники.

"Она была просто ликвидирована. Все начальство ее было выставлено за дверь, создана была на основе этой похороненной организации новая организация под названием "Центральная студия документальных фильмов, которой была передана вся работа фронтовых групп", — рассказал киновед.

Новым руководителем советской кинодокументалистики стал Сергей Герасимов, который "к его чести не проявил надлежащего рвения и не стал все ломать через колено", указывает Валерий Фомин.

В эти дни главным было снять солдат победы. Советские фронтовые операторы шаг за шагом запечатлели кровавые, жесточайшие бои за освобождение Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии и других стран Европы. В процессе работы над книгой Валерий Фомин обнаружил карту Берлина, принадлежавшую Роману Кармену. Официальные документы в книге дополняют эмоциональные воспоминания кинохроникеров.

"Наши советские операторы, советские люди, они в первый раз тоже попали в этот заграничный мир и то, что они там увидели, как и солдаты, которые тоже туда вошли, их многое очень сильно озадачило, ошеломило", — вспоминает Валерий Фомин.

Мемориальная доска с именами работников Центральной студии документальных фильмов, погибших в годы Великой Отечественной войны, сегодня — экспонат Музея кино. Уже нет самой студии, ее история оживает в книге Валерия Фомина "Победа — навсегда!"

Читайте также

Видео по теме