Выберите регион

Смотрим на

Евгений Водолазкин рассказал о спектакле "Близкие друзья"

Восемь лет назад была опубликована повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». И довольно большая часть появившихся рецензий исследовала не то, как он книгу написал, а о том, по какой причине он это сделал? И для чего? И для кого, тоже не всем было понятно. Подмечено было, что описание жизни трёх немцев, от расцвета нацизма до наших дней, как будто принадлежит перу немецкого писателя. Попадались даже издёвки типа «тоже мне Эрих Мария Ремарк». «Три товарища» имелись в виду.

Описаны в повести семьдесят лет жизни её героев. Но описание это довольно пунктирно, исторический фон этой жизни хорошо известен (достаточно курса средней школы) и потому выглядит именно как фон, такой картонный фон, который легко отделяется от персонажей. Должно быть поэтому повесть легко пересказывается, и как оказалось, прекрасно разыгрывается на сцене. Была постановка в Петербургском ТЮЗе. На этой неделе премьеру «Близких друзей» сыграли актёры столичного театра «Сатирикон».

Эрнестину, Ханса и Ральфа и в детстве, и в старости играют молодые актёры театра. Детьми они клянутся друг другу в вечной любви и верности, юная Эрнестина смело предлагает даже любовь втроём.

Эрнестина вообще лидер, инициатор, заводила и провокатор, её присутствие повзрослевшие и уже воюющие мальчики, парни ощущают даже в окопах на Восточном фронте. Ханс успел побыть её мужем и погибнуть на глазах у Ральфа. В цинковом гробу Ральф таскает Ханса по дорогам войны до тех пор, пока ему не удаётся самолётом отправить его в Германию. Ведь они поклялись Эрнестине не расставаться до гроба и быть похороненными рядом, на Северном кладбище Мюнхена, откуда история начинается. Далее –тяжёлое ранение, возвращение, семейная жизнь с Эрнестиной, и путешествие на старости лет в Россию по фронтовому маршруту лейтенанта Ральфа Вебера. Актёры много, очень много двигаются, снуют вверх и вниз, что позволяет трёхступенчатая декорация, не сложная. Семь десятков лет жизни и половину Европы всё равно не изобразить.

Эта инсценировка «Близких друзей», определённо, не из числа тех, что отвечают на вопрос, какая всё-таки необходимость заменять литературу, текст, голосами, телами, светом, цветом, то, что предназначено для вдумчивого чтения – прокрикивать. Заметим, что прозу Водолазкина в последнее время стали ставить довольно часто, и довольно часто в этих постановках проглядывают попытки оправдать это самое переселение печатного слова на сцену. «Лавр» – роман в духе жития – играют теперь во МХАТе имени Горького в четырёхэтажной в 24 квадрата декорации, имитации жития. Сам Евгений Германович на театрализацию своей прозы реагирует благосклонно или даже восторженно, как на этот раз.

Читайте также

Видео по теме