24 февраля 2021, 19:34 24 февраля 2021, 20:34 24 февраля 2021, 21:34 24 февраля 2021, 22:34 24 февраля 2021, 23:34 25 февраля 2021, 00:34 25 февраля 2021, 01:34 25 февраля 2021, 02:34 25 февраля 2021, 03:34 25 февраля 2021, 04:34 25 февраля 2021, 05:34

Как снимался фильм "Оптимистическая трагедия"?

  • Как снимался фильм "Оптимистическая трагедия"?
  • Картинка
    Как снимался фильм "Оптимистическая трагедия"?
  • Как снимался фильм "Оптимистическая трагедия"?
Моряков в кино советский зритель видел и не раз. Но. тем не менее, вышедшая в 1963 году «Оптимистическая трагедия», стала лидером проката в СССР.

Исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Самсона Самсонова. Критики не всегда были к нему благосклонны, но его фильмы неизменно пользовались успехом у зрителей. О создании картины «Оптимистическая трагедия» – Станислав Анисимов.

Моряков в кино советский зритель видел и не раз. Но. тем не менее, вышедшая в 1963 году «Оптимистическая трагедия», стала лидером проката в СССР – рекордные 46 миллионов зрителей.

«По большому счету что это за фильм? Это все-таки киноплакат. Но Самсонов этого нисколько не боится. Он как раз хочет, чтобы кино было проникнуто вот этим пафосом, чтобы все это немножко даже зашкаливало», – пояснил киновед Андрей Апостолов.

1918 год. На военный корабль «Громобой», которым верховодит анархист Вожак, от ЦК партии большевиков направлена женщина-комиссар. Ей поручено подчинить моряков делу революции.

Исполнительница главной роли Маргарита Володина вспоминает, как подчиняла замыслу режиссера недовольную массовку.

«Я была одета тяжело: черная кожанка, сапоги, жарища под сорок градусов и, конечно, было и мне трудно, я им говорила об этом, и вы знаете, они вставали, брали винтовки и шли», – вспомнила актриса.

Самсона Самсонова такие мелочи не интересовали. Из этих сценарных разработок, сохранившихся в музее современной истории России видно, как детально он планировал не индивидуальные, а массовые реакции в кадре. Вот, что для него имело первостепенное значение: образ революции, лишенный индивидуальных черт.

«Мы очень часто видим эту массу. В кадре видим пустой горизонт, какое-то необъятное пространство, внутри которого происходит какое-то брожение, стихийное действие такой революционно-народной массы. Это было принципиальным для Самсонова – вернуть на экран коллективного героя», – дополнил Апостолов.

Александр Таиров, положенную в основу сценария пьесу Вишневского, с оглушительным успехом поставил в 1936 году на сцене Камерного театра.

Самсон Самсонов, которому тогда не было и двадцати лет, несколько раз смотрел эту постановку. Увидевшая свет на шестнадцатом году существования Советской власти, «Оптимистическая трагедия» выдержала более сотни представлений. Критика хвалила, зрители выстраивались в длинную очередь за билетами.

Сегодня и у нас есть возможность посмотреть фрагмент той самой, таировской постановки, которую смотрел Самсонов. Эта пленка сохранилась в архиве Бахрушинского музея. Несмотря на низкое качество, видно какими театральными мизансценами вдохновлялся будущий кинорежиссер.

Самсонов фильм снимал нарочито условно, соединив язык театра и кинематографа.

«И я думаю, что это было очень точно. Потому что все-таки в 60-е годы уже делать на таком материале пафосном, идеологическом, абсолютно реалистическую картину было сложно. То есть здесь какой-то формальный эксперимент был абсолютно уместен», – заключил Апостолов.

Несмотря на театральную условность, Самсон Самсонов создает революционный пафос все же кинематографическими средствами. В заметках к сценарию видно какое внимание он уделял погоде, выражающей настроение героев.

Анархически настроенная толпа матросов постепенно становится революционной массой, готовой сражаться и умирать за новый строй. Снятая на киностудии «Мосфильм», «Оптимистическая трагедия» попала в международный прокат. На XVI Каннском кинофестивале в 63-м году съемочную группу ожидал триумф.

«Зал себя очень тихо вел, не было никаких шумов, криков. Но когда кончился фильм, вы не представляете, сколько было аплодисментов. Зажегся свет, аплодисментов было слишком, народу было слишком», – добавила Володина.

В Каннах картина была удостоен приза «За лучшее воплощение революционной эпопеи».

«И я думаю, что во многом из-за этого. из-за вот этой рифмы, из-за это ассоциации с советским авангардом 20-х, немого кино, эту картину так приняли и поняли за рубежом», – отметила Апостолов.

В СССР фильм разошелся на цитаты. Но главным его достижением историки считают то, что Самсонов стал едва ли не первым режиссером в советском кино, который подошел к мифу революции отстраненно.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация