1 марта 2021, 19:06 1 марта 2021, 20:06 1 марта 2021, 21:06 1 марта 2021, 22:06 1 марта 2021, 23:06 2 марта 2021, 00:06 2 марта 2021, 01:06 2 марта 2021, 02:06 2 марта 2021, 03:06 2 марта 2021, 04:06 2 марта 2021, 05:06

"Рембрандт видеоарта". В Москве показали работы Билла Виолы

  • "Рембрандт видеоарта". В Москве показали работы Билла Виолы
  • Картинка
    Пресс-показ выставки «Билл Виола. Путешествие души»
  • "Рембрандт видеоарта". В Москве показали работы Билла Виолы
Музей впервые столь широко представляет в главных залах медиаискусство.

Выставка американского художника Билла Виолы – классика мирового видеоарта – открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Музей впервые столь широко представляет в главных залах медиаискусство. Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ. Экспозицию под названием «Путешествие души» изучила Алия Шарифуллина.

К этой выставке в Пушкинском музее готовились 5 лет. Художник Билл Виола долго присматривался к пространству. Для него вхождение на территорию классического искусства – не интервенция и даже не компромисс. Здесь нет конфликта. Радикализм Виолы в том, что он не создает, не меняет, не отражает, а углубляет реальность, открывая в ней дополнительное – медиа – измерение.

«Он обращен ко всему тому, в чем мы живем в последнее время. Очень глубоким, глубоко скрытым, но очень важным эмоциям, чувствам, рефлексиям, трансформациям, которые переживает человек и человечество сегодня. Поэтому он так обращен к самым разным традициям философским, поэтому он много путешествовал в поисках смысла», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Путешествие человека от рождения до смерти, трансформации, происходящие с его душой –главная тема «видеоживописи» Билла Виолы. Техника помогает художнику стереть границы между видимым и невидимым, ясным и необъяснимым. Много лет Виола путешествовал по миру: Тунис, Япония, остров Фиджи. Не менее разнообразны, чем географические приключения, путешествия духа – от дзен-буддизма до исламского суфизма, от поэзии Уолта Уитмена до кино Андрея Тарковского. Знания Билла Виолы нашли отражение в его искусстве, но оно обращено не к разуму зрителя, а к его чувствам.

«Для Пушкинского музея это, наверное, подвиг. Потому что в стенах классического музея внести искусство видеоарта, который сейчас является молодым, прогрессивным. Эти картины и работы, которые представлены они показывают внутренний, эмоциональный мир человека в его развитии», – пояснил вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.

Он экспериментирует с пленочной, военной, телескопической камерами. Некоторые работы даже снимал при содействии студии Джорджа Лукаса. Но свое вдохновение Виола находит не в новой технологии, а в ее корреляции с искусством прошлого. За это художника называют «Рембрандтом видеоарта» или «Караваджо эпохи хай-тек». Пушкинский музей прямых сопоставлений не дает, предлагая зрителям самостоятельно искать параллели с эпохой Ренессанса и барокко.

«Он вспоминает, как он в 70-е работал во Флоренции (он работал техником в видеостудии), ходил в церкви, ходил смотреть на разных мастеров. И говорил, что именно здесь родилось современное искусство. Почему? Потому что человек в церкви погружается внутрь произведения искусства – там есть звуки, там пределы с жизнеописаниями святых. Ты смотришь это как кино, для того времени -это и было кино. Ты двигаешься вместе с этим, соединяешь со светом церковным, со звуками, которые там льются», – отметила куратор выставки, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Шишко.

По выставке не будут водить экскурсии – это условие художника. «Между зрителем и тем, что ему предстоит пережить, посредников быть не должно». Искусство Виолы, как жизнь, не требует подготовки. Оно, как жизнь, предлагает каждому испытать свой экзистенциальный опыт.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация