Музей МХАТ и галерея Roza Azora представили выставочный проект "Уроки ВХУТЕМАСа"
100-летие Высших художественно-технических мастерских отмечают в этом году многие московские музеи. Музей МХАТ и галерея Roza Azora представили выставочный проект «Уроки ВХУТЕМАСа» сразу на двух площадках: в Доме-музее Станиславского и Квартире-музее Немировича-Данченко. Подробности у Яны Музыки.
ВХУТЕМАС и МХАТ – связь не для всех очевидная. Эта выставка создана, чтобы показать знаменитых художников с другой стороны, очень многие деятели художественного авангарда работали в театре.
«У нас большой фото фонд, который фиксировал, что особенно интересно, эскиз и потом само действие. Так что можно увидеть, как это было воплощено», – заявила директор музея МХАТ Софья Грачёва.
Хотя коллекция музея МХАТ, связанная со ВХУТЕМАСом, очень обширная, эти предметы почти не показывают в публичном пространстве.
«Что касается театра, во ВХУТЕМАСе на живописном факультете было отделение. Называлось оно театрально-декорационное отделение. И на протяжении всего развития и всей истории ВХУТЕМАСа это отделение возглавляли разные художники, в основном живописцы. И одним из самых ярких руководителей был Исаак Рабинович, эскизы к его спектаклям представлены на нашей выставке», – пояснила куратор выставки Елена Каменская.
Сохранились не только эскизы Рабиновича, но и макеты, что большая редкость.
«Это же 29-й год, уже в общем авангардный импульс на излете, это год великого перелома, и всё еще Рабинович продолжает вот эту линию декорации, как конструкции», – добавила Каменская.
Когда начались гонения на авангард, для многих художников спасением стал театр, он оставался территорией свободы.
Макет к спектаклю 1943 года «Глубокая разведка». Художник – Владимир Татлин. Сотрудничая с театром, он оставался верен своим принципам работы с материалом. Никаких рисованных декораций – дерево, стекло, металл. Вместо живописных задников – подлинные объекты.
Выставка состоит из двух смысловых частей. Коллекция музея плюс два современных художника : Наташа и Мария Арендт, их собственные работы и вещи из семейного архива. Представители художественной династии, начало которой положил ВХУТЕМАС.
«Это скульптуры наших предков: бабушка Ариадна Аренд, дедушка Меер Айзенштадт и второй муж бабушки Анатолий Григорьев, они все были выпускниками ВХУТЕМАСа. Мы выросли, вообще-то, в мастерской этих всех трех скульпторов, и это как-то просто вошло в нас, и даже непонятно, хотим ли мы этого или нет, но оно просто живет, и мы просто продолжаем эти традиции», – рассказала художник Наташа Арендт.
Из залов выставки посетителям советуют подняться в мемориальную часть музея. Кабинет Станиславского – лабораторное пространство. Здесь шли репетиции, создавались спектакли МХТ, сюда приходили драматурги, актеры и художники. Один из центров театральной Москвы 20-х годов, когда рождалось новое искусство.