2 марта 2021, 18:15 2 марта 2021, 19:15 2 марта 2021, 20:15 2 марта 2021, 21:15 2 марта 2021, 22:15 2 марта 2021, 23:15 3 марта 2021, 00:15 3 марта 2021, 01:15 3 марта 2021, 02:15 3 марта 2021, 03:15 3 марта 2021, 04:15

Новые станции и речные перевозки: Ликсутов о планах развития московского транспорта

  • Картинка
    Максим Ликсутов: во время пандемии транспорт в Москве работал как обычно
  • Новые станции и речные перевозки: Ликсутов о планах развития московского транспорта
Глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал в интервью телеканалу "Россия 24", какие проблемы возникали во время пандемии коронавируса, и как планируется развивать столичный транспорт в будущем.

Как пандемия коронавируса повлияла на работу транспортной системы Москвы, наблюдается ли восстановление пассажиропотока, и какие новшества ожидаются в этом году – об этом в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заместитель мэра Москвы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

- Давайте начнем с подведения итогов 2020 года. Понятно, что он для всех был очень непростым, пандемия оказала очень существенное влияние, мне кажется, в первую очередь на транспортную сеть, потому что количество передвижений сократилось. В Европе, мы видим, еще есть локдауны, в России, в Москве непосредственно ограничения остались минимальными. Как вы оцениваете 2020 год с точки зрения общественного транспорта, насколько сложным он был?

- Когда в соответствии с указом мэра в Москве были введены особый режим труда и отдыха, конечно, он коснулся городского транспорта. Весной объем перевозок на городском транспорте у нас снижался почти на 80%, к концу 2020 года – на 40%. Сегодняшние цифры – это примерно 25% от 2019 года. Растет объем перевозок на городском транспорте, если говорить про сегодняшние дни, а 2020 год, конечно, был годом, когда падение объема перевозок было максимальным.

Но при этом было принято решение, в первую очередь, мэром города, о том, что хотя количество пассажиров снижается, но график движения поездов, например, в метро, интервалы, к которым привыкли люди, они остаются. То есть мы работали фактически в максимальном графике, но при этом возили меньше людей. Это позволило решить массу проблем: в первую очередь, обеспечить социальную дистанцию, во-вторых, обеспечить работоспособность и жизнедеятельность всего города. Поэтому, конечно, непростые были условия. Хотел поблагодарить всех наших пассажиров городского транспорта за то, что пользовались масками и перчатками. Вначале достаточно сложно было, но на сегодняшний день уже никаких сложностей в этом нет, пассажиры быстро привыкли.

- Если говорить про меры, которые были приняты, это еще и обработка всех составов. Сохраняются ли эти дополнительные меры повышенной безопасности с точки зрения дезинфекции?

- Вы правы, дезинфекция, обработка, повышение количества различных мероприятий, связанных с очисткой поверхностей, которых касаются пассажиры – это приоритет, который был у нас в прошлом году. Все эти меры останутся и в 2021 году, и в 2022 году. Такое решение у нас уже внутри правительства Москвы есть. Примерно от 5 до 15 раз мы стали чаще убирать, протирать, мыть различные поверхности, подвижной состав, полы и массу других вещей. При этом за 2020 год Управление Роспотребнадзора по Москве сделало порядка 8,5 тысяч различных тестов всей транспортной системы, в первую очередь метро. Вот за все эти тесты ни разу не было выявлено ни на одной поверхности городского транспорта Москвы ни одной субстанции, которая бы касалась ковида. То есть это говорит о том, что принятые меры, принятая система контроля, система обработки поверхности – она правильная, верная, и мы не допустили никаких проблем в связи с этим в городском транспорте.

Плюс в Москве развернута самая крупная в мире сеть по санитайзерам. Примерно 3 тысячи единиц этих санитайзеров расставлено по всем станциям метро, на остановках городского транспорта, на железнодорожные пересадочные узлы – можно подойти и продезинфицировать свои руки. И эти санитайзеры останутся, как минимум, на весь 2021 год.

- Вот вы говорите о тех мерах, которые были приняты. Безусловно, это влечет за собой и финансовую составляющую. Если говорить про то, с какими результатами с точки зрения финансов прошел 2020 год для московского транспорта, каким он был?

- В первую очередь у нас, конечно, снизилось количество пассажиров, соответственно, снизились билетные доходы. Мало того, было принято решение о поддержке тех малых предпринимателей, которые работают в инфраструктуре метрополитена, у которых небольшой магазин или кафе – мы им на 50% снизили арендные платежи. Это тоже была существенная мера поддержки. Если брать в совокупности, то городской транспорт недополучил в 2020 году почти 40 миллиардов рублей – это огромные деньги. Их компенсировал бюджет в полном объеме, потому что мы не могли остановить ни приобретение нового подвижного состава, ни обновление парка наземного городского транспорта, железнодорожного транспорта, и, конечно, огромными темпами продолжается строительство новых станций метро. В 2020 году открыто 7 станций, в этом году мы планируем, что их будет от 8 до 11. То есть в 2020 году более миллиона москвичей получили метро в шаговой доступности от своего жилья. Приостановка строительства пассажирской инфраструктуры – станций метро, обновление железнодорожных вокзалов, строительство новых хорд автодорог – это привело бы к тому, что город просто остановился бы в своем развитии. Этого невозможно было допустить. Поэтому мэром города были приняты решения о том, что крупные инфраструктурные проекты, в первую очередь связанные с развитием городского транспорта, не должны быть остановлены. И все они продолжались.

- Вы уже отметили, что, несмотря на условия, в которых пришлось работать, в 2020 году все равно открывались и новые станции метро, и новые железнодорожные станции, обновлялся и подвижной состав. Насколько он обновился, и какие планы на 2021 год?

- Если говорить про вагоны метро, то почти на 63% мы обновили весь парк на сегодняшний день. На 100% обновили парк наземного городского транспорта – в первую очередь это автобусы. По трамваям еще 2 года надо, и мы обновим весь парк московских трамваев, полностью перейдем на низкопольный, очень качественный подвижной состав на уровне самых лучших мировых аналогов. А наша самая уникальная разработка, в которая правительство Москвы не только как покупатель выступало, но и как технический заказчик, это московские электробусы. По количеству электробусов Москва первый город в Европе. И то, что их делают российские производители – КамАЗ и ГАЗ – это очень хорошо, на мой взгляд, для всего российского автопрома. Мы сделали уникальную машину, которая даже в наши последние недели экстремальных холодов и большого объема снега, отработала вообще отлично. Ни одного сбоя не было у электробусов. А по коэффициенту технической готовности – такой есть технический термин – наши электробусы были даже лучше дизельных автобусов, которые работают по дорогам Москвы. Мы очень рады, что у нас такая очень качественная, надежная техника, и за небольшой срок у нас такие результаты именно в электрическом транспорте.

- С точки зрения, кстати, именно электробусов, насколько сегодня люди готовы пересесть со своего личного транспорта на вот такой высокотехнологичный экологичный транспорт?

- Вы знаете, в огромном городе требуется баланс интересов. Конечно, за последние 10 лет москвичи стали более, скажем, умно пользоваться всеми системами городского транспорта и личной машиной. Каждый год в Москве прибавляется примерно 200 тысяч новых автомобилей. Но при этом движение на дорогах становится немного, но каждый год лучше. Если говорить про 2020 год, конечно, при общем падении объема перевозок в городском транспорте количество людей, которые пользовались личной машиной, поездками на такси, оно выросло. Это, конечно, не так здорово, потому что все равно встает вопрос экологии, особенно в постковидный период, как сейчас его называют. Во многих городах он требует в соответствии с рекомендациями врачей больше передвижений, больше прогулок, больше активности, чтобы иммунитет как у взрослых, так и у детей, был получше. Поэтому в этом году мы предпринимаем меры, связанные с тем, чтобы обеспечить москвичей возможностью больше ходить, возможностью совершать больше велосипедных прогулок. Мы в этом году поставим около 1000 новых велосипедов, причем велосипеды придут не только в центральную часть города, но и в спальные районы Москвы, практически около МКАД.

- Такие же будут пункты, как в центре?

- Да, это общая система городского велопроката. И мы думаем, что дополнительное строительство временных велодорожек приведет к тому, что все-таки москвичи станут больше двигаться. Конечно, личная машина останется в городской транспортной системе, но пользование личной машиной придет в соответствие, которое было. И человек, в первую очередь, будет думать, как разумно использовать свое транспортное средство. И думаю, что предпочтение будет в сторону городского транспорта.

- Говоря про личные транспортные средства, понятно, что сейчас отменены не все меры, связанные с COVID. Как вы оцениваете ситуацию на дорогах, сейчас как-то вырос поток машин?

- Трафик личного транспорта вырос, и количество поездок выросло. Могу сказать, например, что падение объема перевозок в метро, мы с вами говорили, это 40% в конце 2020 года и 80% весной 2020 года. Количество поездок, например, на такси выросло почти на 20%, на личных машинах – почти на 30%. Поэтому ситуация на дорогах при том, что поездок меньше, была достаточно напряженной Но при этом вместе с нашими коллегами из ГАИ Москвы мы делали все, чтобы у нас снижалась аварийность на московских улицах. Могу сказать, что по коэффициенту социального риска – есть такой коэффициент, который оценивает общую аварийность на количество жителей – Москва добилась коэффициента 2,97. Для примера: в Сингапуре, который считается самым безопасным городом мира по движению, этот коэффициент 2,8. То есть мы в числе мировых лидеров по безопасности движения. Но есть еще масса вещей, которые нам вместе нужно доделать, исправить, улучшить. И немаловажную роль здесь играет программа дорожного строительства, которая позволит разгрузить некоторые особо загруженные транзитные магистрали – например, Третье транспортное кольцо, Садовое кольцо. И строительство хорд позволит эту задачу решить, конечно.

- В 2021 году что планируете сделать для решения этих задач?

- 2021 год, конечно, будет посвящен городскому транспорту. Наша задача улучшать и улучшать качество, открывать новые станции. Я говорил о том, что от 8 до 11 станций мы планируем открыть, отремонтировать почти 15 пригородных железнодорожных вокзалов, превратив их не просто в пригородный вокзал, а в пересадочный узел с возможностью и купить товары первой необходимости, и удобно пересесть на другие виды транспорта. Будем огромными темпами обновлять подвижной состав: почти 300 единиц вагонов метро, почти 400 электробусов, 100 трамваев придет в город. И достаточно большое количество автобусов большой вместимости. К сожалению, пока автопроизводители электрического транспорта не научились делать электробусы с "гармошкой", но уже первый такой тестовый электробус придет в этом году. Очень рассчитываем на то, что он будет заменять дизельные машины в самом ближайшем будущем. И, конечно, мы начали работать над речными перевозками. Мы очень рассчитываем, что в ближайшие 2-3 года в Москве появятся регулярные речные перевозки по Москве-реке, которые будут выполнять не только туристическую, но и транспортную функцию, удобно соединяя два берега реки. Чтобы попасть через существующую сеть (либо метро, либо автодорожную) приходится тратить 20-30 минут, а в будущем – 5 минут. И поездки на речном транспорте будут по городскому билету. Пока про тарифы рано говорить, но это будет карта "Тройка" и городской тариф.

- Вы упомянули карту "Тройка". В 2020 году она уже вышла за пределы Москвы и даже области, у Тульской области есть тот же проект. Как вы планируете в дальнейшем все это взаимодействие выстраивать? Насколько я знаю, будем мобильное приложение. Какие инвестиции направляются в создание этой единой структуры?

- Мобильное приложение уже есть. Это "Московский транспорт", где вы можете персонализировать "Тройку", пополнить ее бесконтактным способом. То есть, если у вас есть телефон с андроидом, то приложив карту "Тройка" к телефону, вы можете уже сейчас ее пополнить, вам не обязательно идти в кассу, либо прикладывать ее к билетному автомату в метрополитене. Задача, которую мы перед собой ставим, это еще больше сократить очереди, повысить комфорт при пользовании городским транспортом. Карта "Тройка" отличное для этого решение. В 2020 году мы в Лондоне получили первое место как самая интеллектуальная билетная система в мире. Соревновались с немецкими, английским операторами, у которых есть подобные решения. Очень гордимся этим. За небольшое время "Тройка" стала целой экосистемой: со своей системой скидок, с бонусами и массой других полезных вещей. Жители Тулы – это у нас регион №2 после Московской области, жители которого часто приезжают в столицу – они могут этой картой оплатить поездку в автобусе или в трамвае в Туле и Тульской области. И с этим же балансом приехать в Москву и оплатить поездку в метрополитене. Это отличная вещь. И Московская область, с которой мы уже год готовились к запуску "Тройки" на всех маршрутах Подмосковья. Уже тестирование прошло, уже происходит развертывание системы на всю Московскую область. До конца года мы полностью охватим всю Московскую область, и наши билетные системы станут едиными. Это очень здорово для пассажиров, вам не надо использовать два разных носителя. Сейчас это карта, а в ближайшем будущем эта карта будет встроена в мобильный телефон, и даже носителя уже не надо будет носить, у вас всегда она будет с собой, тем более, что мобильный телефон обычно никто не забывает. Бывает, сумку оставляют, паспорт, но мобильный телефон с большой вероятностью вы возьмете точно.

Есть у нас еще такая интеллектуальная система, которую мы пробуем внедрить, называется эта программа "Время ранних". Сейчас это на двух линиях – Таганско-Краснопресненской и Некрасовской. Если вы едите до 7:15 на метро, мы вам даем 50% скидки, если вы едите немножко позже, то тоже 50% скидки распространяется на определенное количество времени. Что удалось за это время? У нас ожидание, что около 7% пассажиров изменят время поездки с часа пик на более раннее или более позднее. Результат такой, что около 3 тысяч человек уже пересели, а 3 тысячи человек – это 3 поезда метро, которые освободились. На Таганско-Краснопресненской линии это очень серьезный результат. Это одна из самых загруженных линий метро, и, конечно, утром получить 3 пустых поезда – это хороший результат. Рассчитываем мы, конечно, на несколько больше – чтобы таких поездов было 7. Посмотрим, как это все будет развиваться. Уверен, что такими надстроечными вещами мы сможем сделать поездки еще более комфортными и удобными.

И еще хотел сказать про один план на 2021 год. В 2020 году мы делали массовый опрос жителей на предмет того, что люди сами думают про транспортную систему, что они бы хотели улучшить, изменить, какие предложения дать. И мы получили огромную массу очень классных, отличных предложений. Например, где-то сделать велодорожку, где-то изменить схему движения, где-то добавить парковочные места, сделать новые пешеходные переходы, поставить дополнительно остановку или изменить маршрут городского транспорта. Вот эту программу, в которой приняли участие несколько десятков тысяч москвичей, мы продолжим и в 2021 году, сделав этот диалог постоянным. Большинство предложений, которые нам дали в 2020 году, мы обязательно реализуем в текущем году, особенно это касается летнего сезона.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация