Свердловская музкомедия показала оперетту "Сильва" в конкурсе "Золотой маски"
На "Золотой маске" показали "Сильву" Свердловского театра музыкальной комедии. Постановка претендует на премию в шести номинациях, в том числе "Лучшая оперетта-мюзикл". По мнению прессы, создатели спектакля вернулись к авторскому замыслу — трагическому. На показе побывала Валерия Кудрявцева.
"Новое рождение "Сильвы"" — так критики окрестили постановку Екатеринбургского театра Музыкальной комедии. А отборщики Национальной театральной премии "Золотая маска" выдвинули ее сразу по семи номинациям. Теперь свое мнение о спектакле смогли составить и московские зрители.
Ударом по своей репутации поначалу посчитал режиссер Дмитрий Белов предложение директора театра Музкомедии Михаила Сафронова ставить "Сильву". Он считал эту оперетту, в большинстве ее воплощений, "царицей пошлости". Потребовалось много времени для того, чтобы режиссер вместе с дирижером и автором русского либретто придумали свою "Сильву".
Дмитрий Белов, режиссер: ""Сильву" ставят все, кто не лень. Ее ставят и налево, и направо, и вверх ногами. Все хотят денег, все хотят аплодисментов. А нам хотелось одного: очистить эту музыку от тех наслоений, которые у нее существуют и вернуть ей одно простое качество — достоинство".
Для возвращения "Сильве" достоинства Алексей Иващенко заново сделал русскую версию либретто, дирижер-постановщик Дмитрий Волосников добавил самбу, румбу, джаз, создал полноценные оперные финалы. Действие разворачивается в Трансильвании в конкретных исторических обстоятельствах, при которых "Сильва" когда-то и создавалась. 1914 год, начало Первой мировой войны, предощущение большой беды, когда рушатся планы не только личные. В Австро-Венгрии — всеобщая мобилизация. Любви Сильвы (певицы из варьете "Орфеум") и юного князя Эдвина предстоит выдержать испытание не только сословными предрассудками, но и разлукой.
"Эта привычка — публику постоянно веселить, заводить, шлягер ради шлягера, выжимать аплодисменты, а тут мы немножко вообще все поменяли. И было непросто. И сейчас непросто внутри с собой бороться, потому что иногда хочется сказать — хейя!!! А надо — копнуть земли", — призналась солистка Свердловского театра музыкальной комедии Ольга Балашова.
"Мне кажется, самое ценное в том, что мы постарались сделать правду. Мы не стали делать этот красивый фантик, где шлягер на шлягере, просто ради увеселения публики. Мы старались сделать правду. Я считаю, что у нас это получилось", — считает солист Свердловского театра музыкальной комедии Антон Сергеев.
В своей необычной "Сильве" Дмитрий Белов собрал не только артистов оперетты, но также солистов из оперы и мюзикла. Такой разный состав дал спектаклю дополнительные краски.
Дирижёр-постановщик Дмитрий Волосников: "Я вообще из оперы. Я поэтому и относился к этому на полном серьезе. Мне когда сказали: у нас вот это шлягер, здесь будут танцевать. Я сказал: ничего не знаю, вот есть музыка Кальмана, я буду к ней подходить на полном серьезе, как оперный".
В утопающую в перьях и штампах оперетту авторский коллектив спектакля сумел вдохнуть новую жизнь. В Екатеринбурге не все зрители однозначно приняли новую "Сильву". И потому шесть номинаций на "Маску" (в том числе лучшая работа дирижера, режиссера, лучшая женская и мужская роли) для создателей этого спектакля особенно ценны: их старания заметили. Сами артисты так полюбили этот спектакль, что вне зависимости от премий рвутся в бой: хотят играть любимую "Сильву" как можно чаще.