Кама Гинкас поставил спектакль по Беккету в Московском ТЮЗе
Московский ТЮЗ готовится к премьере. Режиссер Кама Гинкас впервые обратился к драматургии Сэмюэла Беккета и поставил "Последнюю ленту Крэппа". На пресс-показе побывала Яна Музыка.
Большая сцена МТЮЗа год была на ремонте. Три последние премьеры театр выпустил здесь – на сцене, которая называется "Игры во флигеле". Это пространство, которое 30 лет назад вместе с Камой Гинкасом сочинил – это их слово – Давид Боровский. Не просто камерная сцена – театр в комнате, которую Боровский предложил выбелить. Пустое пространство, чистый лист. А в этом спектакле нет и декораций. Актер Игорь Ясулович читает ремарки и работает с воображаемыми объектами. Старик слушает летопись своей жизни – много лет он делал записи на пленку магнитофона.
"Он создал пустоту – Беккет. Есть магнитофон и есть он. И где-то там темнота и выпивание. Я сделал полную пустоту – белое безмолвие, ни магнитофона, ничего нету. Есть только голос и он", – рассказал режиссер, народный артист России Кама Гинкас.
В начале работы над спектаклем звукорежиссер искал винтажный магнитофон, придумывал, как вмонтировать туда звуковую систему. Но все изменилось после первой репетиции со звуком.
"Мы договорились, что артист просто имитирует вот рукой включение ручки на магнитофоне. И когда это произошло первый раз – синхронно артист повернул воображаемую ручку и пошла запись магнитофона, Кама Миронович пришел в абсолютный восторг и сказал: "Вот так и будем делать"", – сообщил звукорежиссер, начальник радио цеха МТЮЗа Владимир Касымов.
Первую треть спектакля в зрительном зале не гасят свет – актер и зрители смотрят друг другу в глаза.
"Очень важно слышать, чувствовать и дыхание это ощущать. Понимаете? И в данном случае это только помогает. Это не мешает. Это помогает, потому что у тебя есть этот контакт со зрителем", – заявил народный артист России Игорь Ясулович.
Герой снова и снова перематывает пленку – и насмехается над своей пустой жизнью. Но все же находится момент, который имеет значение. Абсурдистские тексты Гинкас ставит со студенческих времен. В пьесе Беккета ощущает чеховские мотивы.
"Чехов когда-то открыл эту тему. Как бы интеллигентно выразиться?... Про человека, который "прокакал" жизнь. Ну иначе не скажешь. Это во всех историях Антона Павловича Чехова. И за ним весь гениальный писательский мир. Что Теннесси Уильямс, что Олби, что в данном случае Беккет, – все они так или иначе следовали Чехову", – отметил Кама Гинкас.
Режиссер объясняет, когда нет предметов – прослушивание магнитофона превращается в метафору. Это уже не запись на пленке – голос из прошлого, из космоса.