Выберите регион

Смотрим на

Третьяковская галерея выпустила новый том каталога о древнерусской живописи

Уникальное издание вобрало в себя информацию об иконах XII – XIII веков.

Домонгольские иконы и сверхсовременные технологии – Третьяковская галерея выпустила очередной том каталога "Древнерусской живописи XII – XIII веков". Издание посвящено самой ценной части коллекции. Многие из этих памятников уже публиковались в каталоге 25-летней давности – но накопленный опыт и новые методики позволили исследовать шедевры на другом уровне. Как шла работа – узнала Ирина Разумовская.

Одиннадцати иконам и четырем фрагментам мозаик и фресок посвящен этот новый том каталога "Древнерусская живопись XII – XIII веков". В Третьяковской галерее его готовили много лет. Зельфира Трегулова считает, что такое фундаментальное и новаторское исследование должно войти в Книгу рекордов Гиннеса, так как аналога этому академическому изданию, которое бы столь подробно описывало каждый памятник мирового значения, она не знает.

"Этот каталог – это результат абсолютно самоотверженной, героической работы огромного количества наших сотрудников и всех тех, кто помогал нам своими консультациями, советами, рецензиями. Это огромное событие в отечественной науке", – заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Опасения директора, что этот "талмуд" будет интересен лишь узкому кругу специалистов, не оправдались. Глубина информации и значение каталога столь велики, что в магазине музея первые экземпляры быстро раскупили. Большинство памятников, которые вошли в каталог, представлены здесь, в первом зале древнерусского искусства. За исключением Богоматери Владимирской, которая находится в храме при Третьяковской галерее. Но именно она открывает новый том исследований.

С ней связано одно из многочисленных открытий. На обороте специалисты нашли изображение святителя, скорее всего, святого Николая, который был утрачен позднее. На другой иконе домонгольского периода – Богоматери Печерской – реконструировали почти полностью текст молитвы на свитке в руках преподобного Феодосия. Несколько находок связано и с этой иконой Николая Чудотворца.

"В результате исследований технико-технологий стало понятно, что в последний момент художник подвинул благословляющую десницу святителя к Евангелию, акцентировав вот эту важнейшую для нас идейную часть образа, слова Божия, которое олицетворяет Евангелие", – сообщила старший научный сотрудник древнерусского искусства ГТГ Екатерина Гладышева.

Проведенные исследования, которые описаны в каталоге, открывают перед читателями возможность узнать, как изготавливалась деревянная основа для конкретной иконы, как наносили грунт и из чего он состоял, как выглядел подготовительный рисунок и какие пигменты были в составе красочных слоев.

"Эти памятники известны всему миру. Они вошли уже давно в историю искусства, они опубликованы в многочисленных изданиях, им был посвящен каталог Третьяковской галереи 1995 года. Они являются частью мировой истории искусства. Но сегодня мы даём возможность нашему читателю впервые узнать нюансы жизни памятников, которые позволяют нам рассказать об их судьбе", – отметила заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Елена Саенкова.

Чтобы осуществить комплексные технико-технологические исследования каждого слоя икон и фрагментов фресок, в Третьяковской галерее приобрели вот такое специальное оборудование.

"Микроскоп снабжен электронной камерой цифровой, которая позволяет в режиме реального времени записывать картинку или сохранять на компьютер, потому что все, что мы видим, оно не все может быть сразу осмыслено. Весь процесс осмотра иконы, он сопровождается непрерывной съемкой через вот эту камеру", – добавил научный сотрудник древнерусского отдела ГТГ Дмитрий Першин.

Рентгенография или съемка в инфракрасных лучах – это всё новейшие физико-оптические методы, которые никогда до этого не применялись для изучения самой древней части коллекции Третьяковской галереи.

Читайте также

Видео по теме