Международный женский день: исторический экскурс
Праздник 8 Марта прекрасен. Но откуда он пошел? Почему, наверное, в каждом российском городе до сих пор есть улицы имени Клары Цеткин и Розы Люксембург? Кто это такие? Но при чем тут и мужчина Карл Либкнехт?
На карте Берлина есть масса топонимов, носящих имя Розы Люксембург. Например, вот этот мемориал – стальной брус, уходящий в воду Ландвер-канала, куда убийцы сбросили ее тело. Возможно, нелогично начинать юбилейную тему на таком месте, но Люксембург сама говорила, что надеется умереть на революционном посту – на улице или в тюрьме.
Розалия Эдуардовна Люксембург родилась в Польше, которая на тот момент была частью Российской империи. Она втянулась в революционное подполье, еще учась в гимназии. Бежала в Швейцарию – центр политической эмиграции. Русский, польский, английский, немецкий, французский, итальянский – она блестяще дискутировала о марксизме и социал-демократии на этих языках. Крохотная – метр пятьдесят, непропорционально сложенная, от рождения хромоногая, но была в ней магия.
"Она была очень обаятельна, притягивала мужчин. По классическим канонам она не была очень красивой женщиной, но у Розы был невероятный темперамент, она была очень умна и образована. Даже когда она была очень резка в своих суждениях или высказываниях, она не теряла высокий уровень внутренней культуры", – рассказал Йорн Шютрумпф, историк, руководитель Научно-исследовательского центра Розы Люксембург.
Первое серьезное увлечение Розы Люксембург – литовский социалист Лео Йогихес, который ввел ее в марксистское общество Цюриха. Но к началу ХХ века она, оформив фиктивный брак, получает немецкое подданство и переезжает в Германию, где быстро выдвигается в число лидеров рабочего движения.
Возглавляя левое крыло немецкой социал-демократии, она все жестче критикует оппортунизм собственной партии. В начале Первой мировой это приведет к полному разрыву, и ее бывшие товарищи станут ей смертельными врагами. В то же время Люксембург резко расходилась с Лениным, с которым познакомилась после первой русской революции, во взглядах на социализм, например, выступала за сохранение демократических свободы и многопартийности в новом обществе. Люксембург не принимала "красный террор". И движущая сила революции представлялась не по-ленински. Возможно, поэтому в Германии и не получилось.
"Ленин считал, что революция должна быть проведена элитой, партией, достаточно, что партия организовывает революцию, а массы следуют за партией. Роза Люксембург считала иначе: массы должны проводить революцию, они должны иметь собственную власть, не власть партии. Она мыслила категориями французской революции", – отметил Йорн Шютрумпф.
Несмотря на это, Люксембург была дружна со многими большевиками: с Троцким или, например, с Александром Парвусом – спонсором опломбированного вагона. Но были два человека, с которыми ее имя спаяно навсегда. Первый – Клара Цеткин. Их сестринская дружба охладела только на пару лет, когда у Розы завязался роман с сыном Цеткин Константином. Но после их разрыва отношения восстановились. На смертном одре Клара вспоминала не своих мужей и детей, а Розу.
Клара Цеткин была на 14 лет старше Розы и на 14 лет ее пережила. Эти последние годы пришлись на Веймарскую республику. Цеткин неизменно избиралась в Рейхстаг от Партии коммунистов и после выборов 32 открывала первое заседание избранного парламента как его старейший депутат. Она должна была передать слово руководителю фракции победившей партии Герману Герингу. В лицо нацистам Цеткин сказала, что надеется дожить до того момента, когда ей придется открывать первый съезд Советов в советской Германии. Зал собраний фракции левых сейчас носит имя Клары Цеткин.
Клара Цеткин возглавляла женское отделение Социал-демократической партии и боролось за равноправие полов. Она придумала учредить Международный женский день, который с годами утвердился в календаре на дате 8 марта. Розу совсем мне интересовала феминистская деятельность подруги, она считала, что революция обеспечит всеобщее равенство. Люксембург была права. И Цеткин тоже работала не напрасно. Сейчас левая оппозиции капиталистической Германии – это женское царство.
"Роза Люксембург и Клара Цеткин являются для нас в Левой партии большим примером. У обеих были очень боевой характер. Я недавно пересматривала фильм о Розе Люксембург, в котором было сказано, что Люксембург и Цеткин были двумя последними мужчинами социал-демократии", – сказала Резине Летч, заместитель председателя фракции левых в Бундестаге, в 2010-2012 – сопредседатель Партии левых.
На последнем съезде немецких левых возглавили Жанин Висслер и Сюзанна Хеннинг-Вельсов. Осенью они поведут партию на парламентские выборы.
"Мы следуем традициям рабочего и социалистического движения. Мы следуем идеям Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Слова Карла Маркса актуальны и сегодня: "Необходимо ниспровергнуть все те отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом", – подчеркнула Жанин Висслер, лидер Левой партии Германии.
Каждое второе воскресенье января коммунисты и "Антифа" выходят на аллею Карла Маркса – в память о Розе Люксембург и Карле Либкнехте. В этом году шествие снова вышло за рамки санкционированного. В духе оппозиционного лозунга "Память называется борьбой".
Эти кадры – даже не бледная тень того, что происходило в Германии в конце 1918 года, сразу после свержения кайзера. Тогда была гражданская война между социал-демократами и коммунистами.
15 января на конспиративной квартире военные хватают Люксембург и Либкнехта. Находившегося вместе с ними Вильгельма Пика – будущего лидера ГДР – отпускают (на него нет "заказа"), а их двоих везут в отель "Эден" к командиру добровольческого корпуса Пабсту.
"Эден" стоял в центре горда. Здесь арестованных допрашивали или, правильнее сказать, пытали. Либкнехта первым вывели в Тиргартен и расстреляли, инсценировав попытку к бегству. Окровавленную Розу вытащили на улицу и добили выстрелом в голову, потом отвезли к каналу. В расправе принимало участие большое количество людей – их имена известны – и все они избежали наказания, кроме некого Отто Рунге, который избивал Розу винтовочным прикладом. В 1945-м НКВД нашло его. Рунге посадили. Он умер в тюрьме.
На кладбище Фридрихсфельде Карла Либкнехта похоронили первым и рядом заранее обустроили могилу Розы Люксембург. Никто не сомневался в ее гибели. Через несколько недель здесь же похоронили и первую любовь Розы Лео Йогихеса, замученного в тюрьме.
Изуродованное до неузнаваемости женское тело обнаружили в Ландвер-канале в начале июня 1919 года. Экспертиза была поверхностной, но похороны состоялись. А потом памятник, все надгробья и даже сами захоронения уничтожили нацисты. Каменные таблички с именами обозначают места, где они были до 1935 года.
В 2007-м профессор судебной медицины Михаэль Тсокос заявил, что в госпитале "Шарите" хранятся останки, которые могут принадлежать Розе Люксембург. В Израиле нашли ее внучатую племянницу – была новая экспертиза.
"Предположения о том, что тело Розы Люксембург на самом деле все эти годы было в подвале берлинской клиники "Шарите", не подтвердились. Тело, которое также долгое время находилось в воде, было тщательно исследовано. Результаты анализа ДНК оказались отрицательными", – рассказал профессор истории Юрген Хоффманн.
Могила Розы Люксембург, как и многих немецких коммунистов первого поколения, останется условной. И в этом тоже есть символ – все-таки эти люди были страшны своим врагам даже после смерти.
Троцкий назвал ее "мученицей революции". К самому Льву Давыдовичу это определение не применимо. И если бы Роза Люксембург, как и многие деятели Второго интернационала, оказалась в эмиграции в СССР, с такой биографией она точно не пережила бы сталинских репрессий. Но исторический факт состоит в том, что она и Карл Либкнехт – одни из очень немногих теоретиков марксизма, которые заплатили самую высокую цену именно за победу этой идеи.