Стало известно, какие фильмы больше привлекают российских зрителей
Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на нашу жизнь. Просмотр новых фильмов в кинотеатрах, как часть той докарантинной жизни, тоже претерпел изменения. В итоге наибольшим спросом теперь пользуются семейные кинокартины, поход на которые – настоящее событие.
Тенденцию можно проследить от момента открытия кинотеатров после карантина в августе 2020 года по настоящее время. По сравнению с прошлыми годами, дистрибьюторы начали предлагать существенно больше фильмов, ориентированных на семейную аудиторию. Первые месяцы зрители осторожничали – в кино ходили лишь самые смелые, те, кто поверил, что в кинотеатрах, учитывая установленные меры безопасности, вирус подхватить практически невозможно.
Первый осенний релиз, ориентированный на семейную аудиторию, которому удалось пробудить зрителей, – диснеевская сказка "Мулан", освоившая в сумме 400,4 млн рублей. Конечно, это не тот результат, которого дистрибьютор ожидал от фильма с бюджетом 200 млн долларов, но в посткарантинный период и этих сборов оказалось достаточно. Отличилась и отечественная спортивная экшен-драма "Стрельцов". Несмотря на специфическую тему (все же биографические истории детям не очень интересны), фильм режиссера Ильи Учителя привлек в кинотеатры почти 1,5 млн человек (что позволило ему заработать 354,4 млн рублей). В декабре приятно удивила сказка "Серебряные коньки", сборы которой достигли 480,1 млн рублей.
Затем случился голливудский мультфильм "Семейка Крудс: Новоселье", премьера которого должна была состояться еще весной. Неожиданно перед Новым годом вторые "Крудсы" освоили 845,7 млн рублей (чего от них никто не ожидал – сиквел вышел через семь лет после первой части). Это подтвердило предположения экспертов – люди соскучились по привычным вариантам досуга, поэтому в праздники все дружно отправились в кино.
Иван Кудрявцев, автор и ведущий программы "Индустрия кино" на телеканале "Россия 24":
"Мотив дистрибьюторов понятен. Семейное и детское кино — это такой формат, где одно принятое зрителем решение равно двум-трем билетам сразу. Идти ли, как правило, решает ребенок, но если взрослый может сходить в кино один, то ребенок точно ведет с собой кого-то еще: маму, папу, бабушку, кого-то из друзей. Ни один другой формат в кино не дает такого коэффициента эффективности. Ставка на семейные фильмы в кризис — оказывается самой выигрышной".
Российский блокбастер "Последний богатырь: Корень зла" стал доступен в кинотеатрах 1 января – в то время, когда в большинстве городов, где были открыты кинотеатры, власти разрешили продавать на сеанс лишь 25% мест от номинальной вместимости зала. Но даже несмотря на эти ограничения, "Последний богатырь 2" сумел заработать колоссальные 2,044 млрд рублей – то есть в кино его посмотрели 7,1 млн человек. Для сравнения, на сеансы первой часть киносерии в 2017-м, без каких-либо ограничений, было продано 7,3 млн билетов.
Российский кинопрокат начал оживать. Следующим релизом, которому в 2021-м удалось выйти за пределы 1 млрд рублей, стал мультфильм студий Disney и Pixar "Душа". Причем, "Душа" сделала действительно невозможное. В США эта анимационная лента вышла на экраны 25 декабря – в работающих кинотеатрах, а также на стриминговом сервисе Disney Plus. Примерно в тот же день на пиратских ресурсах была опубликована копия "Души" в отличном качестве. Однако, несмотря на то, что появилась возможность не смотреть "Душу" в кино, большинство отдали предпочтение именно кинотеатрам. Суммарные сборы мультфильма составили 1,3 млрд рублей.
Интерес российских зрителей к семейному кино подтвердил и вышедший 18 февраля отечественный фильм "Конек-Горбунок", ставший третьим миллиардером 2021 года. Масштабная сказка, авторы которой рискнули выпустить ее в период ограничений, оправдала надежды – фильм собрал уже 1,127 млрд рублей. Отличился и полнометражный игровой фильм "Том и Джерри", основанный на одноименном мультсериале, хорошо известном в нашей стране. В период с 25 февраля по 23 марта этот фильм студии Warner Bros. освоил 555,6 млн рублей. Набирает обороты семейная мелодрама "Пальма", в основу которой положены реальные события. Фильм режиссера Александра Домогарова-мл. дебютировал с результатом 102,9 млн рублей за первые выходные, что позволило ему занять первое место в бокс-офисе. При этом и в будние дни фильм продолжает чувствовать себя уверенно.
По пятам "Пальмы" идет диснеевский мультфильм "Райя и последний дракон", релиз которого состоялся 4 марта. По итогам 20 дней проката в активе мультфильма уже 655,3 млн рублей. Вообще, начиная с декабря 2020 года, несемейному фильму только единожды удалось возглавить российский кинопрокат, в остальные дни первую строчку рейтинга занимали фильмы и мультфильмы, ориентированные на детей и их родителей.
Иван Кудрявцев, автор и ведущий программы "Индустрия кино" на телеканале "Россия 24":
"Для зрителей в пандемию, изоляцию, на пике (надеюсь) глобального экономического кризиса и закрытия международных курортов — семейное кино становится формой коллективного досуга, безальтернативной по доступности. Так что в краткосрочной перспективе тренд нарастающего спроса на семейное кино точно сохранится".
По итогам 3,5 месяцев 2021-го, в десятке самых кассовых кинокартин российского бокс-офиса лишь четыре проекта не относятся к семейному кино. Это доказывает, что, выбирая жанр семейных фильмов, люди сейчас выбирают положительные эмоции для себя и всей семьи, а это очень и очень важно в период кризиса, в котором оказался весь мир.