Фильм Марлена Хуциева "Июльский дождь" вышел в повторный прокат
"Июльский дождь" официальная критика не приняла. Прежде всего из-за киноязыка картины, новизны стиля. Хуциев не делил героев на хороших и плохих, смыслы рождались не из слов, а из пластических образов.
Елена Стишова. киновед: "Ну это был эффект "зеркала", эффект узнавания, но не полного узнавания самих себя. Вы знаете эффект "зеркала", когда ты с ним сталкиваешься, ты не сразу понимаешь, что ты там".
Позже киноведы напишут: "Июльский дождь" — это реабилитация реальности в кино. Игровые эпизоды Марлен Хуциев совмещал с документальными съемками. Реставраторы фильма замечают — именно эти уличные кадры со временем пострадали больше всего, именно их приходилось дольше всего восстанавливать.
Диана Коломейцева, начальник участка реставрации: "Здесь присутствовали многочисленные пятна, сложно устранимый такой мусор, картинка сильно дрожала, соответственно, потому что это снято с рук".
О медленных темпах съемок Хуциева ходили легенды. Хотя он сам это неоднократно опровергал. Зачастую обстоятельства складывались не в пользу режиссера. В архивах "Мосфильма" сохранились документы: съемку сцены пикника поздней осенью пришлось отложить из-за выпавшего снега. Продолжили работать над ней уже весной.
Но, судя по воспоминаниям, исходящего реквизита на съемках не хватало. "Хуциев вспоминает, что актеры были недовольны, что иногда вместо мяса у них в сцене пикника с шашлыками был просто хлеб, который мясо изображал", — рассказала киновед Наталья Рябчикова.
Уже на стадии монтажа картина потеряла ряд значимых эпизодов. Один из них — из сцены обхода героиней избирателей. "Она приходила в квартиру отставного НКВДшника и задавала ему... оказывалась у него на пороге, и стало понятно, что он немножко не в себе", — говорит историк кино Станислав Дединский.
Этот эпизод по замыслу авторов был нужен для того, чтобы подчеркнуть разницу между поколениями героев. Из сохранившихся в архиве документов ясно, что роль "человека в пижаме" должен был играть Георгий Жженов.
Станислав Дединский: "Этот эпизод заканчивается фразой, когда дочь этого ветерана говорит вы его не бойтесь, пожалуйста, он у нас не буйный, он у нас спокойный, и Лена совершенно бесстрашно так говорит: А я и не боюсь".
Кампания против фильма, документы, критические статьи собраны в книге "Июльский дождь. путеводитель". Это первый сборник материалов о фильме Марлена Хуциева.
Елена Стишова: "Это не просто домашние радости, это не просто локальный шедевр, это мировой шедевр. Это советское кино на европейском уровне".
Сегодня историки кино уверены: "Июльский дождь" Марлена Хуциева — полное и достоверное свидетельство эпохи 60-х годов прошлого столетия.