28 марта 2021, 21:58 28 марта 2021, 22:58 28 марта 2021, 23:58 29 марта 2021, 00:58 29 марта 2021, 01:58 29 марта 2021, 02:58 29 марта 2021, 03:58 29 марта 2021, 04:58 29 марта 2021, 05:58 29 марта 2021, 06:58 29 марта 2021, 07:58
  • Дмитрий Киселев

"Гибель империи. Российский урок": всегда актуальные аналогии

  • "Гибель империи. Российский урок": всегда актуальные аналогии
"Гибель империи. Российский урок" – так называется цикл авторских фильмов митрополита Псковского и Порховского Тихона, который идет на телеканале "Россия 24". Все 18 серий можно смотреть и на портале "Смотрим.ру".

В феврале и марте мы всегда вспоминаем трагические события и уроки Февральской революции 1917 года, в результате которой император Николай Второй отрекся от престола. Так закончилась Российская империя. Образованная взамен республика под руководством Временного правительства оказалась нежизнеспособной в силу неготовности нашей интеллигенции наладить государственный механизм и даже элементарный порядок. Дело закончилось тем, что уже осенью этот либеральный проект рухнул, а власть взяли Ленин и его партия, которые "бывших" просто расстреливали.

"Гибель империи. Российский урок" – так называется цикл авторских фильмов митрополита Псковского и Порховского Тихона, который идет на телеканале "Россия 24". Все 18 серий можно смотреть и на портале "Смотрим.ру".

"Когда мы изучаем события февраля 1917 года и последующие за ними события, не оставляет мысль: а как же вообще люди в здравом уме и твердой памяти могли такое натворить?! Здоровый человек не может издать приказ №1 или ликвидировать Департамент полиции в полном составе и быть еще от этого в восторге, объявить, что отныне профессиональная полиция должна состоять из непрофессиональных и в основном интеллигентных людей (именно так декларировали во Временном правительстве), которые будут призваны охранять в революционной России правопорядок, причем на безвозмездной общественной основе. Все это кажется абсолютно необъяснимым, – размышляет Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский. – Самое интересное в этом смысле – это размышление нашего великого ученого, не выехавшего в эмиграцию, хотя он был к тому времени уже лауреатом Нобелевской премии, это первый нобелевский лауреат в России Иван Петрович Павлов, наш великий физиолог. Весной 1918 года Павлов вдруг выступил в Петрограде с циклом публичных лекций на тему "Об уме вообще и о русском уме в частности". "Русский интеллигентский ум, – говорит Иван Петрович Павлов, – не привязан к фактам. Он больше любит слова, он ими оперирует. Это не забавно, это ужасно. Это приговор над русской мыслью. Она знает только слова и не хочет прикоснуться к действительности. То есть нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". Словами, а не смыслами, как сказали бы, наверное, мы сегодня. А вот теперь особенно важно: "Свобода и дисциплина, – пишет Иван Петрович Павлов, – это абсолютно равноправные вещи. То, что мы называем свободой, то у нас на физиологическом языке называется возбуждением. То, что обычно зовется дисциплиной, на физиологическом языке соответствует понятию торможения". Иван Петрович Павлов резюмирует, что с возбуждением у русского интеллигентского ума все в порядке, а вот с торможением как-то совсем плохо. Зачем же эти сыны России, эти истинные революционеры, не те революционеры-неудачники, каким были Ленин, Чернов, Троцкий, которые и не подозревали о революции, а те, которые по-настоящему сделали революцию, зачем же они это делали? Они сами говорили о том, что делали это только в интересах России, и я им верю. Почти. Я им верю, потому что они готовы были жизнь отдать за Россию, за те идеалы, к которым они стремились, за свободу народа, как они это понимали, за будущее России, как это строилось в их несчастных головах. И, желая всякого блага своему Отечеству и своему народу, они передали власть Владимиру Ильичу Ленину, который по отношению к России сказал просто и незамысловато: "Дело не в России. На нее, господа хорошие, мне наплевать". Это слова, сказанные Владимиром Ильичом старому большевику Георгию Соломонову".

Да, аналогии с февралем 1917-го для России всегда будут актуальны. Однако есть и одно принципиальное отличие, если сравнивать с сегодняшним днем. Царь Николай Второй был слабым, а президент Владимир Путин – сильный. Слабой была власть в России к февралю 1917 года, а сейчас – сильная. И в этом – гарантии для России. Попытки же раскачать страну всегда были и будут. Где-то наивные, а для кого-то и осознанные.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация