"Энциклопедия советских 20-х годов" — в новом спектакле МХТ имени Чехова "Заговор чувств"
Три последние премьеры Сергея Женовача — это спектакли по литературе 20-30 годов. Булгаков, Хармс и Олеша. По словам создателей постановки, оформление сцены — это признание в любви эстетике конструктивизма. А еще плакатность, супрематизм. Среди зрительских ассоциаций — окна, гильотина, коммуналка. Обстановка, которая давит на человека.
Сергей Женовач для этого спектакля использовал два текста — роман Юрия Олеши "Зависть" и инсценировку, сделанную самим писателем, "Заговор чувств". Режиссеру важен прозаический текст, чтобы не потерять внутренние монологи, которых нет в драматургии. Женовач утверждает, сюжет в театре — не главное.
"Нам иногда важно догонит — не догонит, убьет — не убьет, полюбит — не полюбит. Но не это главное составляет центр и Чехова, и Шекспира. Потому что мы все сюжеты знаем, что нам эти сюжеты смотреть. А нам интересно, как развивается сегодня, сейчас на наших глазах складывается эта некая реальность, к которой мы подключаемся, волнуемся, смеёмся, грустим, о чем-то думаем. Вот, это сейчас самое главное, как мне кажется, в театре. Подключение к происходящему, к этой реальности", — говорит режиссер.
По словам режиссера, текст Олеши — это образное осмысление того слома реальности, который произошел в нашей стране.
"Вот эти 20-30-е годы, и люди пытались новую жизнь построить. Вот, я — один из этих винтиков. Каждому сказали — ты винтик. И как-то все поверили, что винтик — это важно, Сейчас я буду винтиком, но уж таким, который не подведет", — вспоминает народный артист России Авангард Леонтьев.
Строится фабрика по производству колбасы. Директор треста пищевой промышленности — Андрей Бабичев — человек, фанатично влюбленный в свою работу. Для него дело важнее чувств.
"Герои этого произведения, я не могу сказать, хорошие они или плохие. Какие они? Мы не знаем! Мы каждый раз говорим да, сами себя поглаживаем и говорим: "Мы хорошие". Но если заглянуть за уголок? Какие мы? На этот вопрос мы и пытаемся ответить", — признался народный артист России Михаил Пореченков.
В роли Николая Кавалерова — Алексей Краснёнков. Это его первая главная роль. Артист шутит, в отличие от своего персонажа не пьет, совсем! А вот вопросы, которые задает себе, созвучны внутренним монологам героя: "Прошла ли моя жизнь даром или нет? Прозевал я, пропустил я что-то? Ошибся, может быть, я где-то? Вот, сейчас это меня волнует. Правильный ли я какой-то выбор сделал в своей жизни?"
По словам артистов, на репетициях часто вспоминали истории из собственной жизни, искали отклик. Уверяют, на актерскую работу время написания текста не влияет.
Актер Артём Волобуев: "Человек должен... всю жизнь живет, чтобы как-то показать, что я есть в этом мире, в этой жизни. Оставить после себя какой-то след. В 20-е годы это было актуально? Актуально. Сейчас это актуально? Очень актуально. Поэтому здорово говорить словами того времени про проблемы нашего времени, вечные проблемы".
Сергей Женовач объясняет: он не занимается бытовым театром. Его спектакль — метафорическое высказывание.