Максим Матвеев: "Мы ежедневно сталкиваемся с искушениями"
На телеканале "Россия 1" продолжается премьерный показ многосерийной драмы "Теория вероятности" – изысканного остросюжетного фильма, проливающего свет на тайны игорного бизнеса. В мире, полном роковых страстей и азарта, по воле судьбы оказывается главный герой – скромный гений математики Никита Пирогов, неординарный интеллект которого становится настоящим орудием мести за смерть брата. В сериале его играет Максим Матвеев. Для этой роли актеру пришлось не только научиться писать левой рукой, но и специально встречаться с психологом. О своем герое и новых навыках, приобретенных в процессе работы над образом, Максим рассказал в эксклюзивном интервью нашей медиаплатформе.
- "Теория вероятности" впервые вышла на телеэкраны. Чему, как вам кажется, учит зрителей этот фильм? Насколько явно отражает пороки нашего общества?
- Прежде всего, он рассказывает о сфере игорного бизнеса, наполненной всевозможными предрассудками. Но зрителю он, вероятно, будет интересен не только этим: здесь показаны живые люди – их проявления, страсти и фантазии. Тут нет однозначно плохих или однозначно хороших персонажей, как нет их и в жизни. Они объемные, со своими недостатками и ошибками. И хотя большая часть героев имеет прямое отношение к вышеназванной среде, это в высоком понимании романтики, которые воспринимают игру не как способ обогащения. Мне очень хочется, чтобы нашему фильму удалось расширить мировоззрение зрителя. Ведь за любыми сферами деятельности, за любыми поступками – порой, даже неприглядными – всегда стоит определенная причина. И если зритель сможет это понять, стать чуть мудрее, осмотрительнее и внимательнее к ближним, то фильм достигнет своей цели. Впрочем, это относится не только к данному произведению, а вообще к искусству, в целом.
- По мере развития сюжета с вашим героем происходят серьезные трансформации: из скромного научного гения он превращается в профессионального игрока. Какие изменения произошли с вами во время работы над ролью? Что-то новое удалось узнать, чему-то научиться?
- Тут задача была интересная. Этот персонаж вмещает очень много "навыков", которыми я в обычной жизни не обладаю и которые мне, разумеется, пришлось осваивать. Например, он заикается, и я специально ходил к психологам, которые работают с людьми, страдающими от этой проблемы. Выяснилось, что заикание на ту или иную букву или звук может быть вызвано абсолютно разными причинами. В частности, мой герой заикается оттого, что ему в детстве не давали проявлять инициативу. Если кто-то спрашивал: "Мальчик, как тебя зовут?", за него все время отвечали, вызывая тем самым дикую неуверенность. Мне хотелось эту особенность речи добавить к характеру Никиты, но продумать ее так, чтобы она была комфортной для зрителя. К концу действия он меняется, начинает реже заикаться, но эта черта остается важным звеном, связывающим прошлое и настоящее героя.
- Одна из детективных линий в сериале строится на том, что Никита – левша. Этот навык тоже был для вас из разряда приобретенных?
- Конечно, я купил себе специальные прописи, занимался по несколько часов в день. Плюс нужно было писать много физико-математических формул, которые я выучивал и старался понимать смысл написанного, чтобы выглядеть достоверно. А еще для роли я научился собирать кубик Рубика. Мне казалось, что такой человек, как Никита, может быть настоящим фанатом этой головоломки. Рекордом похвастать не могу, но за три минуты целиком и полностью с нуля я его собирал, и где-то в кадре это тоже было использовано.
- Ваш герой готов многим пожертвовать ради достижения цели. А на что вы готовы пойти ради интересной роли? И есть ли та грань, за которую вы ни при каких обстоятельствах не переступите?
- Если роль интересная, то на все! Ну, естественно, исключая поступки, которые не вписываются в рамки этических норм. Если мне скажут, что ради роли нужно кого-то загрызть на улице, то я, конечно, этого не сделаю. Но если в сценарии затронуты темы, которые мне созвучны, с помощью которых мне бы хотелось поговорить со зрителем, то здесь, конечно, нет никаких пределов и сдерживающих факторов. Все зависит от материала.
- Как вы считаете, в карьере артиста яркая внешность чаще помогает или мешает? Может быть, даже отсекает самые желанные роли?
- Мне кажется, актерская структура уже давно не живет понятиями амплуа. Она сейчас ничем не ограничена в силу очень мощной информационной наполненности – современный видеоконтент дает зрителю понять: нет никаких стереотипов. Сдерживающие факторы относительно получения той или иной роли – это сугубо субъективная причина. Если человек сам себя ограничивает, значит у него и в профессиональной сфере будут работать эти ограничения. А если человек внутренне свободен и не поддается предрассудкам относительно себя, не боится пробовать новое, то и его творческая профессиональная жизнь будет невероятно разнообразной.
- Роль вашей мечты – какая она на сегодняшний день? В каком характере было бы интереснее всего разбираться?
- Если честно, то я никогда не мог ответить на этот вопрос. Сейчас очень много интересного материала, который рождается сиюминутно из целого облака идей и поступает в производство. Там есть невероятные характеры, в каждом из которых можно открыть для себя что-то новое. И говорить: "Я хочу сыграть Гамлета"… Да нафиг он нужен, этот Гамлет сейчас! Было уже много прекрасных, талантливых интерпретаций, которые, на мой взгляд, абсолютно в полной мере раскрыли этого персонажа. Тем самым ты ограничиваешь себя, понимаете? К примеру, я своих героев никогда не делю на любимых и нелюбимых! Это было бы странно, ведь ты в них вкладываешь часть себя, если не всего себя. А как можно говорить: "Я себя не люблю"?! В каждой роли интересно разбираться, искать причинно-следственные связи поступков и выстраивать их характерность.
- Вы один из самых востребованных артистов на сегодняшний день, но у успеха всегда есть обратная сторона. Часто ли вы обращаете внимание на негатив в свою сторону? Может ли он стать стимулом в работе или, наоборот, повергнуть в уныние?
- Сложно сказать. Мы живем в век информационной открытости, и каждый из нас плохо понимает, как с ней быть. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но мне кажется, главное найти тех людей – родных, друзей, чье мнение будет действительно очень важным и беспристрастным. У меня такие люди есть. Они могут высказать свою точку зрения на ту или иную работу и обратить внимание на минусы. К ним я прислушиваюсь и понимаю, и принимаю, и с благодарностью к ним отношусь. А на все, что происходит вне этого поля, я учусь не обращать внимания. Пока получается, вроде бы.
- Возвращаясь к "Теории вероятности", дайте, пожалуйста, совет: как не поддаваться искушениям и в любых обстоятельствах оставаться человеком? Что должно быть ориентиром?
- У каждого человека своя внутренняя жизнь, и универсального рецепта, наверное, не существует. Мы ежедневно сталкиваемся с искушениями. Для одного это – купить вкусный круассан и съесть его, для другого – пойти и проиграть зарплату в казино. Но мне кажется, главное – понимать, что есть основные этические нормы, которые нельзя нарушать: "не убий", "не укради" и так далее. И хотя я не отношу себя к верующим людям, именно эти мудрые слова, на мой взгляд, являются тем самым ориентиром, на который нужно опираться.
Александра Мартынова, Smotrim.ru
Все серии остросюжетной драмы "Теория вероятности" доступны для просмотра на нашей медиаплатформе.
Еще больше интересных новостей – в нашем Telegram-канале @smotrim_ru