"Нам не дали взорвать академию Штиглица": интервью с режиссером "Майора Грома"
На большие экраны вышла долгожданная новинка – фильм "Майор Гром: Чумной Доктор". Режиссер Олег Трофим открыл новую страницу в истории российского кинематографа, сняв первую экранизацию российского комикса и превратив комикс о приключениях неподкупного и смелого майора полиции Игоря Грома в динамичный, остроумный и объемный блокбастер. Платформе "Смотрим" Олег Трофим рассказал о сложностях работы в жанре кинокомикса, похож ли "Майор Гром" на западные киновселенные Marvel и DC, а также о том, в чем его суперсила и планируется ли продолжение мегапопулярной истории о майоре Громе.
- Как после музыкальной мелодрамы "Лёд" в вашей жизни случился блокбастер "Майор Гром"?
- Ровно в тот момент, когда мы вместе с исполнительным продюсером Мишей Китаевым приступали к съемкам фильма "Лёд", мы увидели первую короткометражку режиссера Владимира Беседина о приключениях майора Грома. И, честно, обомлели и были приятно удивлены, что у нас делают такие независимые проекты. Даже обсудили это между собой, что было бы круто сделать что-то такое. Пожелали удачи команде и забыли. А спустя пять лет Миша пришел на проект "Майор Гром" как генеральный продюсер и пригласил меня. В тот момент я находился в творческом поиске, не пошел на картину "Лёд-2" и в принципе хотел немного повременить с большим кино и заняться своими, творческими проектами. Думал, что нужно сделать паузу после пилота сериала и после работы с Федором Бондарчуком на "Вторжении", но в итоге отказаться от этого предложения не смог. Конечно, было страшно, и тем не менее я решился пойти и как-то сублимировать две свои страсти – большое развлекательное кино и возможность создать какой-то особенный интересный мир. Я кино воспринимаю не только как площадку для драматургии, но и как возможность создать художественный мир. Это для меня имеет большое значение, такое кино я сам люблю смотреть.
- Насколько тяжело было входить в проект, который уже начала делать другая команда? И как получилось, что первая короткометражка в разы отличается от того, что получилось в итоге?
- Я не вижу больших сложностей в том, чтобы входить в проект, который уже существует. Нормально, когда ты приходишь и все переделываешь под себя, потому что для того, чтобы снять кино, нужно его чувствовать, а чтобы его чувствовать, нужно или найти с ним точки пересечения или их создать. В этом плане Артем Габрелянов, создатель студии Bubble Comics и один из главных продюсеров, был открыт к изменениям. Он понимал, что новый режиссер – это всегда новое видение. Режиссер Владимир Беседин и его команда проделали большую работу, но она не вся сохранилась в итоге. В процессе работы изменился сам сюжет, именно поэтому короткий метр и фильм сильно отличаются по тональности и по характеру. Короткий метр – это такая легкая развлекательная история про грабителей банков, а полнометражный фильм – ночная мрачная история с элементами триллера о маньяке, который убивает богачей.
- Что для вас было самым интересным и сложным в работе над "Майором Громом"?
- Самым интересным и самым сложным для меня был новый опыт в процессе киноадаптации уже существующего комикса, в котором есть готовые образы героев. Они не буквами прописаны, а уже существуют в изображениях. А так как линейка комиксов о майоре Громе – это абсолютный бестселлер издательства Bubble, то пришлось потратить много сил на то, чтобы найти оптимальный баланс между тем, как привыкли видеть фанаты и любители комиксов своих персонажей, и тем, как они будут выглядеть на экране. Подумать, насколько они должны быть похожи внешне на героев комикса и насколько будут соответствовать их характеры литературной основе. Ведь майору Грому как персонажу комикса уже почти 10 лет. При этом мы понимали, что для этой истории нужно новое дыхание. Но такое, чтобы оно не сильно противоречило тому, к чему привыкло сообщество комикса, а оно достаточно большое. Артем (Габрелянов – прим.) недавно упомянул, что, активная фан-база фильма сейчас – около 200 тысяч человек. Это очень много!
- Ориентировались ли вы в работе на опыт Marvel или DC? Или "Майор Гром" – это наша локальная история, которой не нужен голливудский опыт?
- В вопросах о том, на кого мы больше похожи, на Marvel или на DC, я отвечаю: "Мы похожи на Bubble". Мы приложили все усилия, чтобы наша вселенная была особенной, это для нас действительно очень важно. Так или иначе, сравнения уже есть и будут, но, как у любого жанра, у кинокомикса есть неотъемлемые каноны, с которыми нужно работать, иначе он не будет кинокомиксом. Важно еще отметить, что это первая ласточка, первый большой фильм, снятый по комиксу, и он, конечно, должен быть основательным и чуть более аккуратным в плане слома стереотипа. Мы принципиально не искали каких-то революционных подходов, нам было важно создать картину, которая понятным образом встроится в саму форму кинокомикса.
- Тогда в чем ваше главное отличие?
- Наш главный супергерой, майор Игорь Гром, не имеет суперсилы или других необычных способностей. Но фактически суперсила у него есть. Это честь!
- А у вас есть суперсила? Считаете ли вы себя супергероем?
- Моя суперсила – это моя суперсемейка. Я как раз на днях размышлял об этом и понял, что в реальной жизни суперсила человеку нужна не для того, чтобы останавливать и ловить падающие авиалайнеры, не для того, чтобы надирать задницу злодеям и восстанавливать баланс справедливости на планете, а для того, чтобы исполнять свой родительский долг. Просыпаться рано утром и заниматься ребенком, убегать на работу и возвращаться – вот здесь мне по-настоящему нужны суперсилы, мне их не всегда хватает. Я, конечно, не идеальный отец, но пытаюсь быть хотя бы сносным. А еще моя суперсила в том, что я все еще стою на ногах, несмотря на плотный и максимально загруженный график.
- Как в "Майоре Громе" сложился такой цельный и выигрышный актерский состав?
- К моменту моего прихода на проект уже было несколько героев, за которых Артем Габрелянов стоял горой – и небезосновательно. Это Дима Чеботарев – исполнитель роли Олега Волкова, Сережа Горошко – исполнитель роли Сережи Разумовского, Михаил Евланов и Алексей Маклаков. После встречи с ними я уже не искал на эти роли других артистов. Но что касается ролей майора Грома, Юли Пчелкиной, Димы Дубина – самое главное трио, – тут конь не валялся. Мы перетряхнули вверх дном всю Москву, весь Петербург и буквально до самого последнего момента искали, искали, искали. И когда почти случайным образом, уже на исходе сил, нашли Тишу Жизневского, все сразу – тык, тык, тык – собралось! Мы тогда поняли, что и Люба Аксенова отлично подойдет, и Саша Сетейкин. Это был очень сложный процесс, но интересный, и я дико рад, как потом все заработало, когда мы начали снимать. Как ребята ожили, впитали в себя своих персонажей, как они увлеклись самими комиксами, как они приняли на себя все правила игры в таком жанровом кино. И все зажило. Это ведь очень непростая задача – понять, как же удержаться в этом полуреальном состоянии, уловить тонкую грань между реальностью и вымыслом. Это большой эксперимент, большой опыт, на самом деле, не только для нас, но и для всей киноиндустрии. Как бы это ни звучало бахвальством, но мне кажется, мы сделали большой шаг вперед на поприще большого жанрового кино в нашей стране. И я очень рад за всю нашу команду, за тот опыт, который мы получили, он был новым и незабываемым.
- В чем заключается главная сложность, когда снимаешь блокбастер?
- В основном это технические особенности: было много трюковых вещей, экшна и натурных съемок в самом центре Петербурга. У нас были объемные сцены столкновения с полицией, огонь, горящие автомобили, какие-то факелы и все на свете! Масштаб и стремительность во всем. Мы много работали с огнем, долго метались и искали, каким же должен быть костюм главного злодея, все эти огнеметы, которыми он сжигает своих жертв. Вместе с командой постановщиков разработали костюм, чтобы реально стрелял огнем. Это было технически сложное, опасное приспособление, но в итоге мы не зря потратили на это силы и время – живой огонь всегда куда лучше и эффектнее работает, чем компьютерный. Было много компьютерной графики, потому что нам просто не дали взорвать академию Штиглица. Сейчас мне уже сложно вытащить какие-то нюансы, но точно могу сказать, что работы и экшна было много.
- Вышел официальный саундтрек "Майора Грома", который все очень ждали. Как вы думаете, почему всех так зацепила музыкальная составляющая?
- "Майор Гром" звучит как большое сказочное непредсказуемое кино. Это благодаря нашему композитору Роману Селиверстову, для большого зрителя это новое имя, но оно прогремит. Со своей стороны я добавил свою страсть к российской музыке. Заходя на проект, я объявил свою принципиальную позицию – в фильме будет звучать только русскоязычная музыка! Для меня это было важно, потому что я уверен, что в нашей культуре есть достаточно материала для того, чтобы не обращаться к западной культуре. У меня есть большой интерес в том, чтобы широкий зритель узнавал о наших молодых и интересных исполнителях. Мы много работали с инди-музыкой, в музыкальном пуле оказались Борис Гребенщиков, Антоха MC, Super Collection Orchestra, SunSay – любовь моей юности. В фильме много музыки, но не больше, чем у Зака Снайдера. И я рад, что она пришлась по душе зрителю!
- Когда мы встретились, вы были в наушниках. Что слушает Олег Трофим?
- В плеере у Олега Трофима в последнее время играют лекции о воспитании детей, лекции о культурологии, что-то не связанное с музыкой и развлечениями. В процессе работы я стараюсь максимально абстрагироваться от работы, потому что музыкой я целиком насыщаюсь в процессе непосредственно монтажа звука.
- В случае успеха "Майора Грома" займетесь следующей экранизацией студии Bubble?
- Я очень-очень надеюсь на продолжение истории с майором Громом. А так как комиксов очень много, его приключения, конечно же, не заканчиваются одной картиной. Планов очень много, мы уже обсуждаем сценарии с продюсерами, у нас есть потрясающе интересные идеи, которые хочется рассказать. По-настоящему звучат только трилогии. Как, например, "Назад в будущее". Также и "Майор Гром" имеет в себе большой потенциал на несколько больших фильмов, объединенных одной большой идеей и героем, которого нельзя полноценно воспринять кусочком. Но сейчас все зависит от зрителя. Ставки максимально высоки! Мы вложили в эту картину все свои силы в надежде, что зритель придет в кино и фильм ему придется по душе, а касса будет достаточной для того, чтобы незамедлительно приступить к съемкам следующей серии. Я думаю, что только так и может существовать большое зрительское кино – оно создается для зрителя. И если мы будем достойны этой любви, тогда история майора Грома продолжится незамедлительно.
Текст: Татьяна Санина // Видео: Евгений Антипин // Монтаж: Надежда Солодянкина // Smotrim.ru