15 апреля 2021, 10:13 15 апреля 2021, 11:13 15 апреля 2021, 12:13 15 апреля 2021, 13:13 15 апреля 2021, 14:13 15 апреля 2021, 15:13 15 апреля 2021, 16:13 15 апреля 2021, 17:13 15 апреля 2021, 18:13 15 апреля 2021, 19:13 15 апреля 2021, 20:13

Выставка группы "Червонная тройка" открылась в "Эрмитаж-Сибирь"

  • Выставка группы "Червонная тройка" открылась в "Эрмитаж-Сибирь"
  • Картинка
    В Омском центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка "В будущее прыжок"
  • Выставка группы "Червонная тройка" открылась в "Эрмитаж-Сибирь"
Группа авангардистов была основана в 1919 году.

В Омском центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка "В будущее прыжок". Она посвящена 100-летию художественно-литературной группы "Червонная тройка". В экспозиции – живописные и графические работы из музеев и частных коллекций. С подробностями – Динара Шамец.

С деревянной ложкой в петлице и в малиновом жилете. В таком виде по центральным улицам города на Иртыше в 1919 году прошествовал Давид Бурлюк во время своего Большого сибирского турне. После его вечеров-грандиозаров в белом Омске прогремело эхо знаменитого "Бубнового валета".

В этом здании – бывшем клубе имени Троцкого – сто лет назад дебютировала омская "Червонная тройка". Вдохновленные лекциями Давида Бурлюка молодые художники Вик Уфимцев, Ник Мамонтов и Борис Шабль-Табулевич объединились, чтобы нести в массы новое искусство. Трио мгновенно разрослось. Ряды художников-футуристов пополнили поэты, которые тоже пробовали свои силы в живописи.

"Уфимцев пишет: "На одном из собраний увидел юнца с напудренным носом, который размахивал стулом. Это был Леонид Мартынов. И уже Мартынов ввел Уфимцева в свой поэтический круг, а Уфимцев познакомил с художниками. Так возникла общность, у которой пока не было названия. И они называли себя в духе футуристической эстетики – бандой", – рассказала филолог-исследователь Юлия Зародова.

Участники "Червонной тройки" часто собирались в доме Антона Сорокина. Счетовод в конторе железной дороги, себя он называл не иначе, как "король писательский" и "солнце России". Молодых футуристов поддерживал. Понравившиеся рисунки обменивал на карандаши и коробочки акварели. Но самой дефицитной была бумага. Нередко художники использовали листы, уже исписанные с одной стороны.

"Мы находим следы нашей омской истории. Например, мы видим медицинские бланки с анализами, либо мы видим почтовый перевод", – сообщила заведующая отделом реставрации графики и тканей Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Татьяна Масюк.

На некоторых работах из сорокинской коллекции сохранились авторские подписи участников "Червонной тройки". Владелец собрания мечтал открыть в Омске галерею современного искусства. После его смерти коллекцию хотели уничтожить.

Но искусствоведы спрятали папки под половицами одной из пристроек краевого музея.

"И когда этот дом сносили, пристройку, в 1970-е годы, то обнаружили, кроме икон, спрятанных туда же, и многочисленные папки с работами, которые к тому времени уже были в плесени, слиплись между собой, многие работы погибли", – отметила куратор выставки Людмила Богомолова.

Почти четверть века специалисты восстанавливали работы сибирских авангардистов. Реставрация композиции "Туфелька", которую Николай Мамонтов написал в Риме, – пока еще в планах. Немало загадок таит и портрет жены художника.

Предполагают, что Мамонтов, осужденный за антисоветскую агитацию, написал его в 1937 году во время пребывания в Ухтпечлаге в поселке Чибью. Но это лишь одна из версий. Выставка в центре "Эрмитаж-Сибирь" открывает неизвестные страницы судеб художников, совершивших "в будущее прыжок".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация