Картину Рембрандта "Жертвоприношение Авраама" показали после реставрации
Завершилась реставрация одного из главных шедевров Эрмитажа. Полотно Рембрандта "Жертвоприношение Авраама" восстанавливали четыре года. Каждый этап фиксировали с помощью современных технологий. Какие тайны открылись при исследовании картины – расскажет Екатерина Грициенко.
Ветхозаветная история о последнем испытании благочестивого патриарха. Бог велит ему принести в жертву единственного сына. В самый драматичный момент ангел не допускает кровопролития – Господь уже убедился в верности Авраама.
"Этот библейский рассказ лежит в основе всей европейской литературы, стилистика этого библейского рассказа. В Эрмитаже эта картина создает повествование. Я люблю повторять: музей не склад вещей, музей – это рассказ. Эти вещи существуют, когда о них рассказывают", – поделился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Рассказ, написанный кистью Рембрандта, – напряженный, полон психологической правды. Стоит только вглядеться в лицо патриарха. Мы верим его отчаянью. Он на краю неизбежности. Исаак лежит на колотых поленьях. Жертвенный огонь вот-вот заполыхает. Тело юноши прекрасно, а лицо закрывает рука отца. В этом жесте весь диапазон чувств – от решимости до мучительной жалости к сыну. Вертикаль трех фигур создает движение, дает картине жизненную силу. Ангел не просто взывает с небес, он хватает запястье Авраама. А вторую руку возносит в жесте "остановись". И вот разжаты пальцы, падает кинжал.
"Заметьте, что это стальной нож с золотой рукоятью, украшенный драгоценностями. При этом нож имеет скругленный, а не острый конец. Может быть, это метафора несостоявшегося жертвоприношения", – уточнила куратор выставки Ирина Соколова.
Холодные тона, серо-зеленая гамма, жемчужное мерцание – неповторимый колорит картины раскрыла реставрация. Загорелся огонь в жертвенной чаше. Даже удалось установить, что крылья ангела списаны с куропатки. Но главную находку позволил сделать рентгеновский снимок. Он показал: в первоначальном варианте рука Исаака покоилась на животе. Уже потом Рембрандт в античной манере связал ему руки за спиной.
"Грудь целиком раскрытая, ничем не защищенная. То есть жертвенность вот таким композиционным построением вырастает в нашем сознании, в нашем восприятии", – отметил заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов.
Картина создана в середине 1630-х годов. К тому времени автор на пике славы. Он подписывает работы только именем – Рембрандт. Так делали мастера высокого Возрождения. Самый известный и очень дорогой художник Амстердама. Он заговорил с публикой на новом языке – света и тени, сильных эмоций, тонких чувств. Вот и сегодня мы читаем его живописный рассказ, затаив дыхание.