Выберите регион

Смотрим на

В Пушкинском музее открывается выставка "Не живопись"

Пушкинский музей показывает "Не живопись", а декоративно-прикладные изделия, созданные знаменитыми художниками ХХ века. Керамика и текстиль стали органичным продолжением их творчества. На пресс-показе выставки побывала Анна Аппалонова.

Текстиль и керамику в Пушкинском показывают часто, но всегда в качестве дополнения к живописи. Этот принцип нарушили впервые: теперь в центре внимания "Не живопись" — впрочем, это понятно из названия выставки. Здесь звучат самые громкие французские имена: Пикассо, Матисс, Леже и для многих эти художники откроются с другой стороны. Пикассо, к примеру, к керамике пришел поздно, ему было около 60 лет. Он уже признанный мастер, и он полностью свободен в выборе тем и мотивов.

Елена Коротких, куратор выставки: "Для него керамика — это были не те вещи, которые должны были висеть в музее на стене, чтобы ими любовались и не трогали их. Он мечтал, чтобы, например, с его кувшинами женщины ходили за водой. Или его блюда стояли бы на столе. Сейчас это назвали бы таким дизайнерским предметом интерьера. Для него это было действительно важно, чтобы это было в обиходе".

Фаянсовые вазы Морис Дени создал как раз для красоты не музейной, а интерьерной. Их заказал Иван Морозов для музыкального салона в своем особняке на Пречистенке. Вазы были расставлены по углам, на вращающихся постаментах, чтобы была возможность рассмотреть всех купидонов и обнаженных дам. Чтобы искусство вошло в повседневную жизнь, придумал известный галерист и коллекционер Амбруаз Воллар.

Елена Пильник, куратор выставки: "Такая продукция была довольно демократичной и не такой дорогой, как живопись, даже как живопись молодых художников. Поэтому здесь была определенная коммерческая задача. Но и миссионерская, потому что Воллар таким образом новый стиль в искусстве внес в жизнь, потому что каждый мог себе купить маленькую вещицу, принести в дом. И вот он был современным человеком".

Сравнительно маленькая вещица получилась у Анри Матисса, но портрет Лидии Дилекторской был создан не для продажи, а в дар. На обороте есть дарственная подпись "A Lidia". Фернан Леже увлекся керамикой примерно за пять лет до смерти. С помощью глины он создавал рельефы и скульптуры. Их тираж был небольшой, и всегда первый экземпляр был создан самим мастером. Кстати, ощутить всю красоту этих работ могут и невидящие люди. Для них создана специальная копия, которую можно трогать.

Евгения Киселева, куратор проекта "Доступный музей": "Мы специально даже ее сделали немножко в другом масштабе, потому что при копировании она выглядит настолько похожей на оригинал, что это может вызывать беспокойство. А в данном случае она полностью повторяет мотив и сюжет работы. И благодаря этой вещи мы можем рассказать обо всей выставке".

Этот проект рассчитан и для тех, кто не слышит. Гостей встречает видео с сурдопереводчиком, есть и экскурсовод, владеющий языком жестов.

Марина Лошак, директор ГМИИ: "Мне кажется, что получился исключительно эмоциональный, очень красивый проект. Мы старались сделать его таким. Каждый зал рассказывает о разных видах искусства и о разных историях, связанных с художниками".

Читайте также

Видео по теме