Фестиваль цифрового искусства EMA EXPO 2021 открылся в Москве
В Музее Современного искусства открылся фестиваль медиа, цифрового и звукового искусства – EMA EXPO 2021. Художников из России, Швейцарии, Германии и Аргентины объединила тема взаимодействия человека и новых технологий в искусстве. Юлия Кундрюкова -подробнее.
Куратор проекта – Глеб Глонти – и его партнеры сформулировали для этой выставки манифест. Название у него – "Сверхтекучесть". Технические средства сливаются с культурным языком и в результате художники создают произведения, которые не замыкаются в себе, а способны постоянно меняться.
"Мы работаем в поле смыслов, в поле человеческого, социального. Наш инструмент – технологии: видеопроекции, звук, какие-то цифровые медиа", – сообщил куратор проекта Глеб Глонти.
Одна из таких работ – "Портал" Михаила Мясоедова. По задумке в этом пространстве человек может немного отдохнуть и подзарядиться, погрузившись в особое состояние между сном и бодрствованием. Помогают в этом звуки – они генерируются специальной программой в зависимости от того, что происходит в комнате в эту минуту. Для визуальных медитаций – проекции, которые взаимодействуют со звуком. На эту работу художника вдохновила ситуация, знакомая всем, у кого есть маленькие дети.
"Я читал своему сыну книгу на ночь, и в какой-то момент он меня толкает в плечо, говорит "папа, уже что-то не то". И я понимаю, что текст, который я говорил – его в книге нет, это уже произведение подсознания какое-то очень абсурдное", – отметил художник, композитор Михаил Мясоедов.
Состояние между сном и бодрствованием постарался передать с помощью сломанных телевизоров – разбитая матрица дает необычные изображения на экране, их можно и самим создавать, нажимая на экран рукой. Кстати, композицию на этих сломанных экранах художник вместе с сыном доделывали сами – с помощью молотков.
Эти звуки – часть инсталляции Романа Головко. Здесь из каждой колонки звучат вполне конкретные ноты – "до", "ля", "соль", "ми". В своем латинском написании эти ноты соединяются в слово Сage – по-английски "клетка", а также это фамилия американского композитора Джона Кейджа – пионера в области саунд-арта.
"Проект начинался только в текстовом виде и сначала был образцом, скажем, концептуального искусства. Но в итоге я пришел к постконцептуальному искусству, пришел к объекту, то есть в данном случае помимо звука мы имеем и пространственное воплощение", – рассказал художник, музыкант Роман Головко.
С помощью этого куба и звуков, возникающих вокруг, посетители погружаются в свой внутренний мир. Говорят, что некоторые, кто находится здесь продолжительное время – ненадолго теряют ориентацию в пространстве. Называется работа "Местная власть". Но к политике она не имеет отношения – говорит куратор Глеб Глонти. Ее создатели – художники из Швейцарии, выигравшие в одном из престижных Швейцарских арт-конкурсов.
"Локальная власть – это в первую очередь какая-то власть над своим телом, власть над своим разумом. Я иду вот в эту сторону. И поэтому этот объект обретает для меня некий другой смысл. И у него есть несколько слоев воздействия", – добавил Глеб Глонти.
Институт Гете представил научно-популярный проект "Data CTRL Centre". Художники из России, Украины и Германии исследовали тему медиаграмотности и защиты данных в интернете. Например, на плакате "реальная жизнь вашего селфи" подробно разбирается, источником какой информации может стать ваше лицо. Искусство, которое нацелено на изучение явлений современной жизни с одной стороны в чем-то новаторское, с другой – задает те же вопросы, что и сотни лет назад: исследует границы, пороки и добродетели.