"Мертвые души" — премьера в Театре Вахатнгова
Калейдоскоп таких объемных гоголевских героев в этом спектакле воплощён всего двумя актерами. Мария Аронова и Владислав Гандрабура — мать и сын — оба артисты Театра Вахтангова впервые играют в совместном спектакле, жанр которого режиссёр Владимир Иванов определил как "галопад в двух действиях". Галопад, упомянутый Гоголем, — особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут вместе.
Мария Аронова — то авантюрный Чичиков в брусничном фраке с искрой, то прекраснодушный Манилов в артистических розочках, то недоверчивая скрюченная Коробочка, то пьяный кучер Селифан, то снова Чичиков. А вот уже и оба актера — Чичиковы. И оба, как две капли воды, Гоголь.
Режиссёр Владимир Иванов вместе с Андреем Тупиковым создали свою сценическую версию "Мертвых душ" Гоголя. И потому начало спектакля многим покажется неожиданным.
Мария Аронова, народная артистка России: "Весь наш первый акт — это последняя глава, которую никто не знает. Да, сегодня два человека подошло: ой, никогда сроду я этого не читал. Второй акт все знают: Плюшкин, Ноздрев. Манилов. Это было полным открытием также и для меня, когда Владимир Владимирович прислал инсценировку. Я говорю: а что это такое? Это вы с Тупиковым придумали? Он говорит: ну, понятно. Значит, слушай, внимательно. Есть 11-я глава..."
Последняя 11 глава в "Мёртвых душах" — менее запоминающаяся, чем те, где описывается путешествие Чичикова по России. В ней Гоголь пишет о детстве Павла Ивановича, о его родителях, об этапах становления. Именно от этих событий Владимир Иванов отталкивается, рассказывая о жизни Чичикова.
Мария Аронова — ученица Владимира Иванова, сыгравшая в его спектаклях свои лучшие роли. С учителем они понимают друг друга почти без слов. Однако эта работа не была простой. Маски, которые не дают хорошо слышать партнёра, объёмные костюмы, взаимодействие с куклами, почти моментальные переодевания и перевоплощения — эти "Мёртвые души" потребовали большой энергии, выносливости, терпения и любви к своей работе не только от актёров, но и от всех цехов.
Музыку к спектаклю начинал писать Фаустас Латенас. После его ухода её сочинил молодой композитор Вячеслав Жуков. Сценограф и автор костюмов Максим Обрезков создал для героев Гоголя мир поэтичный и яркий, само существование в котором — настоящее приключение. Сколько бы человек в нем на самом деле ни участвовало.