Сегодня в Доме кино простятся с кинооператором Вадимом Алисовым
В своем последнем интервью, два месяц назад, Вадим Алисов признавался, снимать кино ему уже не интересно. После работы с Рязановым, Гайдаем, сложно было найти достойный материал. Свой более чем 50-летний опыт работы в кинематографе он передавал студентам ВГИКа. Сам в институт кинематографии поступил не с первого раза. Сына режиссёра и актрисы, Алисова тогда не хотели брать во ВГИК как выходца из кинематографической семьи.
"Потому что сталевары могут наследовать профессию, а кинематографисты не могут наследовать. Это 60-е годы. В 18 лет я поступал во ВГИК неудачно. Но мама тут никак не могла воздействовать, она не делала никаких таких вещей", – вспоминал Вадим Алисов.
Сложности были и с дипломной работой Вадима Алисова, фильмом режиссера Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс». Эту съемку Вадим Валентинович называл самой сложной в своей жизни, утверждать его кандидатуру оператором-постановщиком фильма не хотели.
То, что Никита Михалков отстоял его, Вадим Алисов помнил всегда. Съемочной камерой он пользуется легко, как, скажем, авторучкой – вспоминал Эльдар Рязанов – у него "моцартовский характер". Для него не составляет труда осуществить любое, самое сложное движение кинокамеры. Объектив следит за каждым актерским нюансом, камера Алисова живет в унисон с артистами, дышит с ними одним дыханием. С Эльдаром Рязановым Алисов снял девять картин. Вадим Валентинович вместе с режиссером обсуждал изобразительное решение каждой из них и мог повлиять на ход съемок.
Алисов был не только замечательным кинопортретистом, он поэтически чувствовал свет, пейзаж, среду. Обстоятельства съемки этой сцены "Вокзала для двоих" – изменили не только финал картины, но и настроение самого фильма. Как вспоминал Рязанов, “ощущение ожога всех нервных клеток легло и в изобразительный ряд”. Когда на хмуром небе показалось солнце – Вадим Валентинович решил не выключать камеру. Импровизировать он не боялся никогда.
Вадим Алисов любил вспоминать истории со съемочной площадки. Охотно делился воспоминаниями о работе, но обязательно замечал: жизнь богаче и интереснее, любого фильма, и об этом надо помнить всегда.