Выберите регион

Смотрим на

Ольга Любимова: "Киноиндустрия в России постепенно восстанавливается"

Отечественная киноиндустрия постепенно восстанавливается после пандемии. Сегодня кинопоказ возобновлён во всех 85 регионах России. О мерах поддержки кинопроизводства министр культуры Ольга Любимова рассказала в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту Станиславу Анисимову.

— Как идет сейчас восстановление кинопрокатной системы в Российских регионах?

Ольга Любимова: Вы знаете, она действительно возвращается постепенно, очень постепенно возвращаются регионы, очень постепенно возвращаются проценты. Порой мы сами себе напоминаем в Министерстве культуры авиадиспетчеров. Особенно это было до Нового года, осенью, когда один за другим открывались кинотеатры: где какой процент разрешен, где эпидемиологическая обстановка не позволяет. Как вы помните, в конце года была очень серьезно проработана система поддержки, были правительством 4,2 миллиарда рублей. Они поделены пополам между киносетями и теми продюсерами, которым мы компенсировали то, что они выходят в пандемийное время. У нас не было ни одного спорного момента, который решался бы конфликтно в Министерстве культуры механическим каким-то давлением на кого-либо из продюсеров. Все принимали решения самостоятельно, все подавали прокатные удостоверения, дату, когда они выходят, исходя из общей выгоды. Это очень важное достижение эпохи коронавируса.

— Ольга Борисовна, как пандемия и последующий локдаун сказались на киносъемочном процессе?

О. Л.: Очень много съемок было приостановлено. Вы прекрасно понимаете, что съемки в регионах откладывались, откладывались порой на полгода. А что означает полгода? Ушла натура, сменилось время года. В России это фатально. Это означает, что проект переходит на другой год. Но и другая история совершенно потрясающая, что огромное количество наших славных, доблестных коллег-продюсеров, несмотря ни на что трудились, и как только нам разрешали, мы все получали новые правила, рекомендации Роспотребнадзора, мы все учились по-другому гримировать, по-другому снимать. Даже летом, я имею в виду лето 2020 года, мы только частично потеряли несколько проектов, они переносились. И мы дали возможность перенести. Мы дали возможность, чтоб люди потом не платили штрафы, продлить эти сроки, потому что изначально контракты заключенные или с Министерством культуры, или с Фондом кино по субсидиям такого не позволяют. Главная проблема и задача, которая сейчас стоит перед отраслью и перед нами, безусловно, это чтобы была возможность, в том числе и экономическая, запускать большее количество проектов.

— Какие инструменты финансовые поддержки регионального кинопроизводства существуют сегодня?

О. Л.: Долгое время существовали только две формы, которые мы знаем, государственной поддержки. И все они были федеральные. Это всем известный Фонд кино и наши постоянные конкурсы авторского, дебютного кино, анимации, неигрового кино внутри Министерства культуры в департаменте кинематографии. Пару лет назад начали появляться региональные ребейты. Это когда уже регионы приглашают к себе. Т. е. раньше отправиться снимать в регионы — это был настоящий подвижнический труд. Вот сейчас в 26 регионах существуют кинокомиссии, о которых прекрасно осведомлены и разбираются в этом главы регионов. Есть соответствующие команды, которые помогают искать локации. Помимо того выделяются еще и средства. У каждого существует определенный процент, который компенсирует те затраты, которые съемочная команда, группа потратила в регионе.

Это и называется ребейт. Т. е. есть возможность помочь не только ресурсом: машинами, проживанием, питанием, а есть возможность компенсировать и вернуть средства продюсеру. Вы знаете, в этом году, вот, казалось бы постпандемийное время, очень тяжело, казалось бы регионы должны неохотно тратить деньги на культуру, на искусство, есть другие, возможно, задачи, более насущные. Полмиллиарда рублей выделят регионы в этом году, дополнительные 500 миллионов рублей можно получить, и еще 12 регионов в этом году открываются. Раньше мы пытались объяснить нашим коллегам из регионов, зачем нужны кинокомиссии. А сейчас это уже напоминает такую ярмарку, на самом деле, когда регионы привозят свои футаджи, свои кадры невероятно красивые, снятые уже с помощью вертолетов, коптеров для того, чтобы показать какой красоты наша страна. И они зазывают кинематографистов, говорят, приезжайте к нам, мы вам создадим условия.

— На сегодняшний день число заявок на господдержку увеличилось или уменьшилось?

О. Л.: По конкурсу Фонда кино, могу сказать, что заявок стало больше. И я Вам могу сказать, что, наверное, по предыдущему году, например, конкурс авторского кино, да и даже наш конкурс внутри Фонда кино по материалу, по сценариям был чуть слабее. Вот, просто было ощущение этого замкнутого пространства. Все-таки, создание сценария, это такая общая работа, командная. А при этом конкурс дебютов был невероятный, потрясающий! Вот, там команда студентов, им коронавирус — не коронавирус. Они прекрасные создали работы. И очень приятно, что это не просто такие молодые, отчаянные. За каждым талантливым молодым человеком стоит продюсер серьезный.

— Но зритель возвращается в кинотеатры, насколько я понимаю?

О. Л.: Ну, вся динамика показывает, что да. Нас ждет впереди лето. Вы знаете, что летняя пора — не самое лучшее для российских кинотеатров. Исторически так сложилось, что наконец-то в России хорошая погода. И люди выходят на улицу, отправляются путешествовать. Под большим вопросом, захочется ли, приехав куда-то в другой регион, например, вечер провести в кинотеатре. У нас еще такого опыта не было, мы исследуем, смотрим.

— На сегодняшний день мы можем предположить, когда российская киноиндустрия восстановится полностью?

О. Л.: С посещением... я бы не стала сейчас какие-то конкретные цифры и прогнозы давать... Мне кажется, что, в первую очередь, нам нужно сейчас максимально сконцентрироваться на качественном контенте. Когда люди начали возвращаться в кино, нужно сделать всё, чтобы их не предали, не обманули. У нашего привычного кинопоказа в кинотеатрах появилась очень нужное нам, экономически очень целесообразное продолжение. Это наши платформы, отношение к которым изменилось в период коронавируса. Уже многие оформили платные подписки, многие привыкли все-таки к тому, чтобы смотреть, наконец-то фильм в том виде, цвете, качестве звука, в котором он и задумывался авторами, а не как это увидели пираты. Большинство картин, поддержанных даже Министерством культуры, не только Фондом кино, сейчас уже можно посмотреть на российских платформах. И, конечно, мы этим гордимся и тоже будем максимально коллегам помогать и поддерживать.

— Что ж, будем надеяться, что нас ждет много хорошего кино в ближайшее время. Зритель вернется в кинотеатры, и отечественная киноиндустрия восстановится после этих непростых времен.

Читайте также

Видео по теме