24 мая 2021, 09:55 24 мая 2021, 10:55 24 мая 2021, 11:55 24 мая 2021, 12:55 24 мая 2021, 13:55 24 мая 2021, 14:55 24 мая 2021, 15:55 24 мая 2021, 16:55 24 мая 2021, 17:55 24 мая 2021, 18:55 24 мая 2021, 19:55

В музее Андрея Рублева – выставка русской религиозной гравюры

  • В музее Андрея Рублева – выставка русской религиозной гравюры
  • Картинка
    Выставка в Музее имени Андрея Рублева
  • В музее Андрея Рублева – выставка русской религиозной гравюры
"Дозволено духовной цензурой" – так называется выставка, которая открылась в Музее имени Андрея Рублева. На ней представлена русская религиозная гравюра XVII – XIX веков.

Религиозная гравюра перед выпуском в тираж обязательно проходила церковную цензуру. Цензорами были профессора Духовных Академий, церковные иерархи, люди образованные, обладающие эстетическим вкусом.

"Если светская цензура – по политическим причинам, по идеологическим – требовала запретить то, убрать это, не пропустить что-то, то духовная цензура этого не делала – она несла ту просветительскую роль, которую должен нести пастор", – рассказал куратор выставки, профессор Московской Духовной Академии Олег Хромов.

В так называемых народных картинках зачастую просто исправляли орфографические ошибки. Но главным для цензора было – соответствие изображения Священному Писанию.

Религиозная гравюра была интересна разным слоям общества. Такие картинки –и в дворянских усадьбах, и у городских мещан, и в крестьянских избах. В XVII веке это могло быть аллегорическое изображение, повествующее о страстях Христовых. Или копия листа из Библии Пискатора. В XVIII веке происходит разделение на академическую и народную гравюру. В народных в основном обращаются к иконам, используют лубочный стиль.

"Например, в одной народной картинке есть такое исправление: лица ангелов надо исправить, потому что они очень похожи на крестьянских мальчиков –слишком грубые", – отметил Олег Хромов.

Академические гравюры – авторские работы мастеров Афанасьева, Зубова, Трухменского. Один из шедевров – "Святой апостол Андрей", выдающегося гравера Ивана Берсенева написана по работе живописца Антона Лосенко.

"Она блестяща по технике, по исполнению, в то же время она в духе своего времени – в таком же стиле работал Париж, в таком же стиле работала Европа. Это то общее направление, которое существовало во всем мире", – заявил Олег Хромов.

Во многих монастырях печатали гравюры собственного производства или заказывали в Москве и Петербурге. Это были сувениры для паломников. Виды Соловецкого монастыря или Оптиной пустыни тогда можно было увезти с собой.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация