Гражданская наука 28 мая 2021, 17:45 28 мая 2021, 18:45 28 мая 2021, 19:45 28 мая 2021, 20:45 28 мая 2021, 21:45 28 мая 2021, 22:45 28 мая 2021, 23:45 29 мая 2021, 00:45 29 мая 2021, 01:45 29 мая 2021, 02:45 29 мая 2021, 03:45
  • Юлия Рудый

У учёных России появилась уникальная возможность привлечь помощь обычных людей

Крупнейшую в мире классификацию галактик провели гражданские волонтеры. Они проанализировали более 125 млн астрофотографий
    Иллюстрация Experion.

Во всём мире становится всё более популярной так называемая гражданская наука или научное волонтёрство, когда учёные просят людей помочь в сборе или обработке больших объёмов данных. Для обычного человека это уникальная возможность прикоснуться к тайнам мироздания и даже сделать важное научное открытие. При этом ему необязательно разбираться в сложной науке, порой достаточно просто поиграть в игру.

Так, ранее добровольцы помогали учёным искать вещество, необходимое для выявления туберкулёза, и улучшать протоколы для работы квантовых компьютеров. А совсем недавно исследователи с помощью помощников из народа выяснили, что кошки любят сидеть в воображаемых коробках.

Теперь же у российских учёных появилась возможность подключать обычных людей к анализу изображений, будь то космические снимки или микрофотографии клеток: в России заработала игровая платформа Experion. Исследователи могут разместить на ней тысячи изображений, а классифицировать и размечать их сможет любой желающий.

Это первый в России некоммерческий инструмент гражданской науки (citizen science, или же научное волонтёрство), который позволяет людям без специальной подготовки изучать и проводить анализ научных снимков.

Учёные смогут загружать изображения на платформу и ставить задачи по их обработке с помощью онлайн-конструктора. Люди же получат доступ к уникальным данным и смогут внести реальный вклад в науку без сверхусилий: работа с каждым снимком займёт у человека несколько секунд.

Запустила платформу Experion Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН). Платформа стала важной частью портала "Люди науки", который объединил учёных и добровольцев, интересующихся научными исследованиями.

Кстати, на гражданскую науку планируется выделить более полутора триллионов рублей (в период до 2024 года).