Тбилисский сказочник и создатель таинств Резо Габриадзе
Тбилисский сказочник и создатель таинств, "маленькое большое чудо", как его называли в Грузии, теперь будет жить в воспоминаниях. Там же, где живет счастье — адрес этот озвучил как-то сам Резо Габриадзе. Он знал ответы на множество вопросов, но говорил, что мудрым быть не очень хочет, важнее — заглянуть в недосягаемое, разглядеть детали — только свои, особенные, которые и есть жизнь.
Резо Габриадзе: "Люди, которые росли с бабушками, они совсем другие. Они умеют слушать и они всегда принимают хорошие, всегда правильные и понятные решения".
Он придумал этих кукол и построил для них дом. Уже как 40 лет этот дом — Театр марионеток имени Резо Габриадзе — достопримечательность Тбилиси. На башне, которая как бы вот-вот упадет, но стоит уже десятилетиями — ее собственноручно воздвиг Реваз Леванович — дважды в день идет спектакль "Цикл жизни", чтобы как можно чаще напоминать: движение к смерти неизбежно, но после обязательно начнется снова чья-та жизнь.
Спектакль "Рамона" побывал почти во всех странах мира, и везде марионетки Габриадзе заставляли людей плакать. Хотя на фасаде театра золотыми буквами написано: "Пусть слезы будут у нас только от резки лука". В театре пять постановок, и все они магическим образом воздействуют, также, как сок того лука.
Борис Мессерер, народный художник России: "Вот эти фильмы про паровозы — просто душераздирающе щемящие — про любовь паровозов, про их существование на белом свете — эти гудки, эти пути расходящиеся, расходящиеся стрелки. Это поразительный жанр, неожиданнейший совершенно".
Еще один "неожиданный жанр" посвящен Пушкину, а точнее Пушкиниане. Вместе с Андреем Битовым они отправили поэта в Испанию.
Борис Мессерер: "Все мы знаем, что Пушкина не пускали за границу, он там не был, но он фантазирует на тему Пушкина и ставит его в очень смешные обстоятельства, но всегда с огромным чувством любви, и остроумия, и неожиданности".
Габриадзе не понимал, что такое отпуск, потому что от себя и своих мыслей не убежишь, говорил он. Приехав как-то в Петербург, решил пошутить. Эта шутка растянулась на десятилетия и останется в истории — как любимый всеми крохотный памятник.
Рустам Ибрагимбеков: "Самое главное, как это ни парадоксально, самое уникальное — он сам. Не то, что создавал, то, он создавал — это замечательно, но всё это как бы лишь некие проекции этой потрясающей, смешной, трогательной, глубокой личности".
Фильмы, к которым Резо Габриадзе писал сценарии, не перестают смотреть, даже если знают их наизусть. "Кин-дза-дза", "Мимино", "Не горюй" — и еще длинный список. Как говорил Резо Габриадзе, потому что "Безумию человека нет предела". На первом месте у него всегда была живопись и скульптура, он считал, что художник должен работать руками. Себя называл ремесленником и к ручному труду призывал всех.
Режиссёр, народный артист России Вадим Абдрашитов: "Я бы сказал.... добрый волшебник, но я бы сказал добрый философ, философ, который очень хорошо видит, что такое жизнь, понимает и понимает меня, как зрителя, как человека, который внутри это жизни. И я как зритель отдаюсь этому художнику, потому что я чувствую его внимание ко мне".
Не-художника практически не существует. Любой человек — художник. Вот какой он художник — большой или маленький — это другое дело. Но человек так устроен, что практически любого можно научить рисовать.
В последние годы Резо Габриадзе за всем происходящим в мире, как и за гастролями своего театра, следил из Грузии. Но время от времени приезжал в Москву. Здесь к его 80-летию показали большую персональную выставку. Назвали ее "Необыкновенная".
Резо Габриадзе (2016 год): "В стране старости должен вам сказать, что все больше и больше, и лучше и четче вспоминается молодость и какие-то детали, о которых вы не думали уже последние 70 лет. Например, ведро какое-нибудь под акацией".
Памяти сценариста, режиссёра и драматурга Резо Габриадзе 7 июня в 21:35 смотрите на нашем канале программу "Белая студия".