В галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка работ Дмитрия Иконникова
В галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка работ Дмитрия Иконникова "Ближний круг". В экспозиции – более 70 графических произведений и несколько живописных холстов.
Эту первую большую выставку после смерти Дмитрия Иконникова собирала его дочь Дарья. В экспозиции хотела показать не только те работы, что перешли ей по наследству, но и те, что находятся в коллекциях в Музеях современного искусства,например, или частных галерей. Четыре зала объединены названием "Ближний круг". Это выражение в адрес творчества Иконникова первый раз употребил искусствовед Андрей Толстой, написав: "простые предметы этот автор наделяет глубоко личностной символикой, круг посвященных в которую сжимается до ближнего, своего круга".
"Он писал то, что составляет его ближний круг – то, что составляет очень близкую, ему понимаемую,прочувствованную жизнь. Это и какие-то предметы, которые его окружают – это его дом, кот любимый, который прожил с ним 20 лет, и стал уже просто членом семьи.Отец говорил, что он не разговаривает, потому что ему не надо", – рассказала дочь Д. Иконникова Дарья Иконникова.
О том, что Иконников был философом, свидетельствуют многие его картины и их названия. Вот будто иллюстрация к притче: "Петр и Андрей рыбу ловят, Фома помогает". Герои, почти библейские, в работе "Сидящие на камнях". А здесь он прямо подписывает: "Конфуций: Благородному мужу везде хорошо..". Чтобы поговорить об иконниковской художественной особенности, искусствовед и его близкий друг Александр Рожин выбрал натюрморт "Балкон и кофейник".
Он выбирал предметы, он не был собирателем, но он выбирал предметы, в которых чувствовал свою причастность,некую близость, предметы становились частью его внутреннего мира, души. И во многих натюрмортах у него фигурируют одни и те же предметы, которые отражают настроения художника, его чувства, его ощущения тактильные", – заявил искусствовед, академик Российской академии художеств Александр Рожин.
В той же дымчатой палитре с хаотичными мазками и "дышащей" фактурой Дмитрий Иконников писал и дальние страны, в которых любил бывать. Писал их по-своему. И они тоже сразу становились его Венецией, Парижем... Он говорил: "Для меня высокое искусство – это внутренне содержание человека, который поёт или пишет".