15 июня 2021, 20:23

Смесь хип-хопа и барокко: на Чеховском фестивале показали спектакль "Фолия"

  • Смесь хип-хопа и барокко: на Чеховском фестивале показали спектакль "Фолия"
  • Картинка
    Смесь хип-хопа и барокко: на Чеховском фестивале показали спектакль "Фолия"
  • Смесь хип-хопа и барокко: на Чеховском фестивале показали спектакль "Фолия"
Как важно быть безумным — французский хореограф Мурад Мерзуки привез на Чеховский фестиваль "Фолию". Название хореографической постановке, в которой смешались времена и жанры, дала одна из самых ранних тем, известных в западноевропейской музыке. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

Энергия и щедрость хип-хопа и поэзия барокко. Неожиданные сочетания для хореографа Мурада Мерзуки, кажется, не только кредо, но и образ жизни. Он не просто смешивает разные жанры, но сводит на сцене артистов из разных миров и культур.

"Фолия" в переводе с португальского означает "безумие". С XV века под эту простую и колдовскую мелодию на карнавалах мужчины в женских костюмах танцевали потешные танцы. Они вели себя так шумно и дико, что казались лишенными рассудка — безумными. Отсюда и название. Позже композиторы эпохи барокко вывели "Фолию" в высший свет, сделав классикой. Мурад Мерзуки, известный французский хореограф, мастер и адепт хип-хопа, создал спектакль, в котором смешал "Фолию" со своим любимцем — выходцем из бедных кварталов Бронкса.

Мурад Мерзуки, хореограф (Франция): "Фолия" — безумие, это и название музыки, и то безумство, которое происходит сейчас в мире, которое мы все переживаем. Это и экологические катастрофы, и болезни, и многое другое. И еще я всегда отсылаю к человеческой натуре, к тому безумству, которое происходит внутри нас самих. Когда я все это соединяю, получается мой спектакль. У него нет заданной темы — это прежде всего образ".

Мерзуки стремится создать на сцене диалог между хип-хопом и другими жанрами. Например, в хип-хопе танцовщик крутится на голове. Но делать это можно очень по-разному, и вот уже в "Фолии" появляется крутящийся дервиш.

Жоэль Лузоло, танцор: "Ты принимаешь эту позицию, когда ты связываешь небо и землю, и просто поворачиваешься вот так. Потом присоединяются руки, создается свое особое пространство... и потом раскручиваешься, раскручиваешься... В этом очень помогает юбка."

Камий Паре, костюмер: "Внутри есть цепочка из свинца, за счет чего у юбки появляется нужная тяжесть. И сама ткань очень тяжелая, поэтому создается этот волнообразный, красивый эффект, когда танцовщик кружится".

За музыку в "Фолии" отвечает барочной ансамбль под управлением Франка Эмманюэля Конта. Главное качество этих музыкантов — открытость к самым смелым экспериментам. И готовность в любой момент подыграть. Перед спектаклем контрабасы и лютни — традиционные старинные барочные инструменты — ждут своего часа. А вот клавесин и портативный орган нуждаются в особом внимании.

Андрей Андрианов, настройщик: "Сейчас я пытаюсь настроить один регистр до конца. Для этого мне приходится пользоваться бамбуковой палочкой, подгибать и отгибать лепесточки, которые тут стоят. И закрывают ротик, через который ... ну как свисточек. Это свисточек, только вот если ротик у свисточка закрывать или открывать, меняется его настройка".

Мерзуки говорит: самым сложным было интегрировать в спектакль музыкантов и певицу Хитер Ньюхаус, чтобы они не были лишь фоном для танцев, но полноценными участниками. И это вполне удалось.

Хитер Ньюхаус, певица: "Абсолютное удовольствие — быть частью этого очень музыкального и очень сказочного спектакля. И еще я наслаждаюсь своим платьем. В нем очень удобно двигаться и петь. И оно погружает меня в моего персонажа. И заставляет почувствовать себя принцессой".

После спектакля рождается еще один, вместе со зрителями. Год не выходить на сцену для участников "Фолии" оказалось безумием, превзошедшим все сценические эксперименты.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация