Выберите регион

Смотрим на

Смесь хип-хопа и барокко: на Чеховском фестивале показали спектакль "Фолия"

Как важно быть безумным — французский хореограф Мурад Мерзуки привез на Чеховский фестиваль "Фолию". Название хореографической постановке, в которой смешались времена и жанры, дала одна из самых ранних тем, известных в западноевропейской музыке. Репортаж Валерии Кудрявцевой.

Энергия и щедрость хип-хопа и поэзия барокко. Неожиданные сочетания для хореографа Мурада Мерзуки, кажется, не только кредо, но и образ жизни. Он не просто смешивает разные жанры, но сводит на сцене артистов из разных миров и культур.

"Фолия" в переводе с португальского означает "безумие". С XV века под эту простую и колдовскую мелодию на карнавалах мужчины в женских костюмах танцевали потешные танцы. Они вели себя так шумно и дико, что казались лишенными рассудка — безумными. Отсюда и название. Позже композиторы эпохи барокко вывели "Фолию" в высший свет, сделав классикой. Мурад Мерзуки, известный французский хореограф, мастер и адепт хип-хопа, создал спектакль, в котором смешал "Фолию" со своим любимцем — выходцем из бедных кварталов Бронкса.

Мурад Мерзуки, хореограф (Франция): "Фолия" — безумие, это и название музыки, и то безумство, которое происходит сейчас в мире, которое мы все переживаем. Это и экологические катастрофы, и болезни, и многое другое. И еще я всегда отсылаю к человеческой натуре, к тому безумству, которое происходит внутри нас самих. Когда я все это соединяю, получается мой спектакль. У него нет заданной темы — это прежде всего образ".

Мерзуки стремится создать на сцене диалог между хип-хопом и другими жанрами. Например, в хип-хопе танцовщик крутится на голове. Но делать это можно очень по-разному, и вот уже в "Фолии" появляется крутящийся дервиш.

Жоэль Лузоло, танцор: "Ты принимаешь эту позицию, когда ты связываешь небо и землю, и просто поворачиваешься вот так. Потом присоединяются руки, создается свое особое пространство... и потом раскручиваешься, раскручиваешься... В этом очень помогает юбка."

Камий Паре, костюмер: "Внутри есть цепочка из свинца, за счет чего у юбки появляется нужная тяжесть. И сама ткань очень тяжелая, поэтому создается этот волнообразный, красивый эффект, когда танцовщик кружится".

За музыку в "Фолии" отвечает барочной ансамбль под управлением Франка Эмманюэля Конта. Главное качество этих музыкантов — открытость к самым смелым экспериментам. И готовность в любой момент подыграть. Перед спектаклем контрабасы и лютни — традиционные старинные барочные инструменты — ждут своего часа. А вот клавесин и портативный орган нуждаются в особом внимании.

Андрей Андрианов, настройщик: "Сейчас я пытаюсь настроить один регистр до конца. Для этого мне приходится пользоваться бамбуковой палочкой, подгибать и отгибать лепесточки, которые тут стоят. И закрывают ротик, через который ... ну как свисточек. Это свисточек, только вот если ротик у свисточка закрывать или открывать, меняется его настройка".

Мерзуки говорит: самым сложным было интегрировать в спектакль музыкантов и певицу Хитер Ньюхаус, чтобы они не были лишь фоном для танцев, но полноценными участниками. И это вполне удалось.

Хитер Ньюхаус, певица: "Абсолютное удовольствие — быть частью этого очень музыкального и очень сказочного спектакля. И еще я наслаждаюсь своим платьем. В нем очень удобно двигаться и петь. И оно погружает меня в моего персонажа. И заставляет почувствовать себя принцессой".

После спектакля рождается еще один, вместе со зрителями. Год не выходить на сцену для участников "Фолии" оказалось безумием, превзошедшим все сценические эксперименты.

Читайте также