Открытый Путин и закрытый Байден: кадры, которых не видел никто
Кадры, которых не видел никто. Автор и ведущий программы "Москва. Кремль. Путин" Павел Зарубин летел с президентом в Женеву и все время был рядом. Что он увидел и услышал?
Самолет президента России в среду, 16 июня, вылетел в Женеву на, без всякого преувеличения, исторические переговоры. Съемочная группа ВГТРК отправилась вместе с Владимиром Путиным на встречу глав государств.
Это борт №1, о чем свидетельствует российский триколор на крыле. Из-за пандемии это первая зарубежная поездка Владимира Путина за последние полтора года. Полет прошел в абсолютно штатном режиме, лишь иногда была легкая турбулентность.
Приведет ли встреча президентов к тому, что масштабная политическая турбулентность в отношениях России и США, сотрясающая, по сути, весь мир, хоть немного ослабнет?
Почти четыре часа до Женевы — никакого сна или отдыха. Владимир Путин работал с документами. На кресле лежит галстук, который предстоит надеть президенту перед выходом из самолета.
Швейцария предприняла какие-то совсем уж особые меры безопасности. К самолету российского президента приехала бронетехника.
Владимир Путин спустился по трапу. Каждый момент этого визита, к которому приковано внимание всего мира, запечатлен нашей съемочной группой. Путин сел в Aurus. Впереди 20 минут дороги до виллы La Grange.
Кортеж Путина стремительно пронесся по улицам Женевы. Путин из самолета сразу отправился на переговоры. Байден, как говорила Джен Псаки, готовившийся к визиту 50 лет, прилетел накануне и переночевал. Выспавшись, он поехал на переговоры.
Когда через 20 минут к вилле приехал президент США, американские спецслужбы тут же включили мощные глушилки — пропали мобильная связь и радиосигналы у микрофонов.
Байдена вышел встречать президент Швейцарии. В этот момент всем стало как-то неловко и за него, и за президента США. Лидер Швейцарии долго-долго стоял, все ждал, пока Байден выйдет, а он не выходил. Нам удалось рассмотреть, что он просто сидел в машине и то ли изучал, то ли готовил документы ко встрече с Путиным. И вот Байден все-таки вышел из автомобиля.
Американские журналисты закричали, но президент к ним не повернулся, лишь помахал рукой.
И вот президент Швейцарии в центре, главы России и США по разные стороны от него. Все ждали рукопожатия. И, судя по жестам швейцарского лидера, он бы тоже хотел увидеть рукопожатие. Но словно повисает какая-то пауза и журналисты замирают — так пожмут главы ядерных держав руки друг другу или же нет?
Президенты России и США ранее заявляли, что отношения стран упали до самой нижней отметки. И понятно, что никто не ждет прорывов, сенсаций, но важно начать диалог. В результате то самое историческое рукопожатие все-таки произошло, после чего президенты России и США сразу направились на переговоры.
Журналисты должны были попасть на начало встречи, но началась форменная вакханалия — толчея, крики. Такого не было еще никогда. Манипуляции производила американская сторона. Запустив одного оператора, она настаивала, чтобы зашел второй, но, конечно, должен быть паритет.
С огромным трудом нашей съемочной группе удалось заскочить внутрь. Первое, что мы увидели — президенты уже в своих креслах. На таком странном формате настаивала американская сторона. Президенты заняли свои места, но были вынуждены наблюдать за хаосом, который устроили представители СМИ. Чтобы президентские слова прозвучали и были услышаны, пришлось вмешаться пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову.
Байден сидел, как сказали бы психологи, в полностью закрытой позе. Путин же был открыт. Американский президент в руках то и дело перебирал какие-то документы. Любой, кто анализирует жесты, скажет, что он явно нервничал.
Совместной пресс-конференции не будет. Это инициатива американской стороны. Байден заявил, что это не место, где нужно соревноваться перед камерами. Это в США оценили как слабость.
Другие журналисты, тем временем, пытались прорваться в помещение виллы. Президенты США и России вынуждены были все это наблюдать и далее. Выражение лица Лаврова ярко характеризовало, что он об этом всем думает. Путин на происходящее реагировал улыбкой. Американские журналисты чуть ли не устроили драку. Представители российских СМИ, стоит отметить, вели себя более корректно.
Избегал любых вопросов и помощник президента президента США по национальной безопасности Салливан. Интересно было наблюдать за тем, как от журналистов чуть ли не под охраной убегала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки
Пресс-секретарь президента России подробно ответил на вопросы и 16 июня, и накануне встречи:
"Саммит действительно необычный с той точки зрения, что мы впервые дошли до такой низшей точки наших двусторонних отношений. В этой связи эта встреча представляет большое значение, но мы не склонны предаваться завышенным ожиданиям, и мы призываем всех не делать этого. В данном случае позитивом является только тот факт, что президенты встречаются и, что называется, могут встретиться для того, чтобы понять, насколько они расходятся во мнениях. Это тоже важно".
Расходятся или все же совпадают хоть в чем-то мнения Путина и Байдена, должны прояснить итоговые пресс-конференции лидеров.