Выберите регион

Смотрим на

В Третьяковской галерее — новая выставка из цикла "Александр Иванов. Библейские эскизы"

Смена экспозиций — единственный способ показать хотя бы часть графики мастера, которой обладает музей, а это 700 листов и 40 альбомов. Работы в этой серии на тему "Чудеса и проповеди Христа". Подробности у Марии Трофимовой.

Третьяковская галерея — обладатель уникального собрания графических работ Александра Иванова. Из которых значительная часть посвящена библейским сюжетам.

Библейские эскизы разместили в особом зале рядом с главной картиной художника "Явление Христа народу". Для того, чтобы графика воспринималась в непосредственной близости рядом с живописью.

Иванов — величайшая фигура в русском искусстве XIX века — в своих исканиях опередивший время. Верил, что "Явление Христа народу" поможет русскому обществу преодолеть пороки и недостатки. Библейские эскизы — незавершенная "романтическая утопия". Которую Иванов задумывал для настенных росписей "в особо на то посвященном здании, разумеется, не церкви" — "храме искусства" или "храме философии". Его архитектуру и облик Иванов тогда точно и не представлял. Мыслил условно. Выражая масштаб в пространстве бумажного листа.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: "Это был замысел, которого не замышлял ни один русский художник. И вряд ли кто-то из его европейских коллег мог представить всю евангельскую историю со стыковкой аллюзий на сюжет ветхозаветный, который перекликается с сюжетами из жизни Христа".

Акварельная графика почти как фреска — условна. Кураторы сконцентрировались на понимании художником священных текстов как некоей полифонической структуре, где все взаимосвязано между собой. Новая выставка посвящена жизни Иисуса: крещению, ученикам, чудесам.

Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII-начала XX века Государственной Третьяковской галереи: "Самый известный графический лист из этой серии Александра Иванова "Хождение по водам". Коричневый тон, тон бумаги и пустота-пауза — это изображение лодки, это чистый нетронутый лист коричневой бумаги. Вы видите фигуру Петра, которая лишь намечена несколькими белыми штрихами, вы понимаете, какой это язык. Это середина XIX века".

Практически на всех библейских эскизах есть авторские карандашные пометки, ссылки на источники, которыми пользовался художник. Библия на французском, старинные книги по архитектуре Палестины, труды древне-еврейских историков.

Маргарита Крылова, куратор выставки: "Круг его источников был очень широк. Самое главное, что художник отталкивался от библейских текстов и работал очень свободно, сочинял композиции, не имеющие никаких аналогов в мировом искусстве, они были практически не канонические изображения, это было его собственное сочинение".

Эта выставка — вторая часть графического цикла "Библейских эскизов". Третью посвятят вхождению Иисуса в Иерусалим.

Читайте также

Видео по теме