В Эрмитаж привезли картину Рафаэля "Прекрасная садовница"
"Прекрасная садовница" наконец в Петербурге. Уже завтра посетители Эрмитажа смогут увидеть шедевр Рафаэля Санти. Встреча действительно долгожданная, ведь картину должны были привезти из Лувра еще в декабре. и-за пандемии это удалось сделать спустя почти восемь месяцев. Екатерина Грициенко продолжит.
Декабрь 2020 года — открытие выставки "Линия Рафаэля" в Эрмитаже. Картины, объединенные гением художника и созданные его последователями на протяжении пяти веков, привезли из Британского музея, Национальной галереи в Лондоне, галереи Альбертина в Вене. А вот шедевр самого Рафаэля "Прекрасную садовницу" доставить не успели — из-за пандемии закрыли и Лувр, и границы. Для картины оставили место, правда заполнить его так и не удалось.
Пустующую нишу назвали символом верности музейного сообщества своим обещаниям, даже в условиях форс-мажора. И все надежды оказались оправданы. Спустя восемь месяцев ожиданий "Прекрасная садовница" всё же появилась в Эрмитаже.
В музее говорят, летом ей в Петербурге куда комфортнее, чем зимой — нет перепадов влажности. А изучить детали теперь можно, не отвлекаясь на другие работы. Так на одеянии Мадонны в виде орнамента скрыта подпись "Рафаэль урбинец написал". А выше дата, где последняя цифра не совсем ясна. Установить время создания шедевра удалось недавно — 1507 год. Выяснили это, благодаря реставрации.
Зоя Купцова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа: "Из-за пандемии её только успели закончить и закрылся музей. Поэтому мы первые, кто видит эту картину после реставрации. Даже Лувр не имел такой возможности выставить произведение, а сразу отправили в Эрмитаж".
1507 год венчает флорентийский период художника. Не окончив картину, Рафаэль отправился в Рим. Тёмно-синий мафорий — длинное покрывало — дописывал уже друг Рафаэля Ридольфо Гирландайо. "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем". "Прекрасная садовница" — это неофициальное название. Оно принадлежит французскому коллекционеру XVIII века. В картине много и канонического и пасторального. Библейских персонажей Рафаэль изображает по-новому.
Зоя Купцова: "Он представляет уже Мадонну с непокрытой головой, вот этот мафорий синего цвета он спущен. Здесь остается прозрачная вуаль, перетянутая лентой, и, обратите внимание, Иоанн Креститель здесь представлен с тростниковым крестом, он в такой шкуре отшельника".
Мадонна на фоне райского сада. У её ног — будто живые растения. Фиалки означают смирение, водосбор символ страстей Христовых. Но идеальная картина мира кажется вполне реалистичной.
"У нас складывается впечатление, что мы знаем этот город. Мы знаем эти окрестности. Но если вы вспомните урбинские картины Рафапэля, там будут урбинские холмы и долины. Отличается этот пейзаж. И не совсем он похож на флорентийский. Потому что подобные строения скорее можно встретить в Нидерландах в XVI веке". — рассказала Зоя Купцова.
Организаторы называют экспозицию выставкой одной картины — произведение представлено в аполлоновом зале Зимнего дворца. Остаться наедине в шедевром посетители Эрмитажа смогут в ближайшие два месяца.