Выберите регион

Смотрим на

Семь километров сквозь скалы. На БАМе открылся новый тоннель

Владимир Путин открыл движение по Второму Байкальскому тоннелю. Теперь по этому участку станут возить уже не по 13, а по 32 миллиона тонн грузов в год.

Сегодня запущено железнодорожное движение по Второму Байкальскому тоннелю, который соединяет два российских региона – Иркутскую область и Бурятию. Это всего 7 километров путей, проложенных через скальную породу. Но они кардинально меняют работу всей Байкало-Амурской магистрали. Как отметил сегодня Владимир Путин, который участвовал в церемонии запуска по видеосвязи, пропускная способность БАМа теперь возрастет многократно.

Первый поезд в Байкальском тоннеле. За новый путь сквозь горный хребет из Иркутской области в Бурятию (с востока на запад страны) президент благодарит инженеров.

"Вы выполнили просто большую, колоссальную работу, решили ​ сложные технологические задачи, внесли весомый вклад ​ в модернизацию БАМ. С вводом нового тоннеля пропускная способность одной из наших ключевых ​ железнодорожных магистралей существенно возрастет", – заявил Путин.

Чтобы проложить этот путь из горы вырезали миллион тонн породы. Тоннель выдержит 9-балльное землетрясение. А внутри, за автоматическими гермоворотами, даже при -60 на улице сохраняется тепло, а значит и коммуникации. Автоматизированная система контролирует сразу 16 параметров.

"Надо повысить температуру – повысит, надо понизить – понизит. Или автоматическую систему пожаротушения включит. Это автоматизированный тоннель", – поясняет главный инженер Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Виталий Чесноков.

От портала до портала в этом тоннеле 6682 метра. Объездной путь формально есть, но возить по нему хоть что-то не имеет никакого смысла: по хребту локомотив тянет только два вагона за раз. А тут полноразмерный товарный состав прорезает перевал Даван за 8 минут.

До сих пор Байкальский тоннель был одним из самых узких мест БАМ. Здесь встречным поездам приходилось ездить по очереди, пропуская друг друга. С открытием второго прохода по участку станут возить уже не по 13, а по 32 миллиона тонн грузов в год. А, к примеру, экспорт кузбасского угля в Китай после модернизации БАМ и Транссиба может вырасти на треть.​

"Предыдущий тоннель был построен 37 лет назад. Восемь с половиной лет это заняло у наших отцов, построен с опережением на ​ 8 месяцев. И сейчас строители поддержали наших предков. Тоннель построен за пять с половиной лет. С опережением на 5 месяцев", – рассказывает председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров генеральный директор.

"Над тоннелем трудились​ две с половиной тысячи рабочих. Некоторые из них женились, у некоторых родились дети. ​ У нас, можно сказать, что ​ уже образовалась целая династия, сыновья уже даже выросли, работают здесь же, на этом тоннеле", – говорит председатель совета директоров АО "УСК МОСТ" Руслан Байсаров.

Одного из ветеранов президент приглашает к микрофону. Василий Фомин на БАМ уже полвека. Приехал сюда электриком, а потом строил оба Байкальских тоннеля. В его фотографиях вся история магистрали у северного Байкала.

"Были моменты, когда говорили, что БАМ – дорога в никуда. Это были 90-е. На сегодняшний день БАМ загружен​ для того, чтобы обеспечить перевозку народнохозяйственных грузов на Тихоокеанский регион", – заявил Фомин.

Новый тоннель – часть так называемого "БАМ 2.0". Большой проект модернизации этой магистрали и Транссиба президент одобрил в 2012 году. По нему нужно построить 1300 километров путей, десятки станций и разъездов. Первый этап проекта завершают в срок, второй закончат к 2024 году.

"Отличная работа сделана. Считаю, что не надо на этом останавливаться, надо немедленно приступать к ​ третьему этапу. У нас есть ​ Кузнецовский тоннель, который надо построить за 4 года, чтобы не сдерживать развитие ​ всего БАМ. Поэтому на сегодняшней хорошей волне​ прошу это решить: дать нам поручение ​ускорить, и мы третий этап буквально в ближайшее время вам представим. Как говорится сленгом, встанем ​на рельсы​ и быстрее поедем", – добавил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Движение по БАМ и Транссибу для многих регионов – важнейшее условие развития. В Бурятии, к примеру, только на самой дороге работают 10 тысяч человек. А с ней – все крупнейшие предприятия.

Вместе с рельсами в регионы приходят и новые стройки (вот эти дома в Северобайкальске только что возвели для железнодорожников), и связь со всей страной.

В целом ​мы продолжим формировать современную транспортную инфраструктуру по всей России, будем строить и​ аэропорты, морские терминалы, развивать автомобильную и железнодорожную сеть. ​Нам ​это необходимо для​ повышения связанности​ российских территорий, для комфортного передвижения между городами и регионами, для создания эффективных транспортных коридоров, объединяющих европейскую часть России и то, что у нас находится ​за Уралом", – подвел итог Путин.

Эти планы на БАМ, по традиции, снова выполняют с опережением графиков.

Читайте также

Видео по теме