Как создается комедия дель арте? О необычной мастерской в столице
Путь к обновлению современного театра многие режиссеры видят в комедии дель арте – комедии масок. В Москве работает независимая студия, где учат этому "искусному театру", в основе которого актерская импровизация. На занятиях побывала Яна Музыка.
Шок – это отклик на любой контакт. Чтобы добиться эффекта гротесковости, каждое действие утрировано. Преподаватели напоминают, 70% информации мы считываем невербально. Театр масок – это в первую очередь язык тела.
Вот поэтому все жесты преувеличены. Ученикам советуют, просто действуйте, пусть тело вас ведет.
Театр масок насчитывает около сотни персонажей: в разных регионах Италии они отличались. Но основных – примерно 10. Самый знаменитый – Арлекин или Дзанни, слуга.
Еще один персонаж – Панталоне. Богатый старик, у него проблемы с детьми и наследством. И все это нужно передать телом.
Зная характер и потребности персонажа, актеры делают lazzo. Дословно – шутка. Что-то вроде этюда на заданную тему. У профессионалов такая импровизация может длиться хоть целый день.
В этой студии даже создают маски – всегда индивидуальные.
"Это, как правило, кожаная маска, либо маска силиконовая, если мы берем сейчас современные материалы. Но если мы возвращаемся к возрождению дель арте, то то кожаные маски. И они тоже делались конкретно под актер", – отметила креативный директор Мастерской комедии дель арте Тамара Абрамова.
Сейчас художник работает с пластиком – это самая простая технология. Это Панталоне. Изнутри форма обклеена тканью, снаружи – краска. Ручная работа, так что каждая уникальна. Важно найти свою маску, а еще обнаружить свое погано. Речь про подсознательные структуры внутреннее животное.
Руководители студии уверяют, эта техника позволяет отбросить профессиональные штампы и углубиться внутрь себя.
"Может в повседневной жизни это необязательно, на сцене эта животная часть она необходима. Потому что в ней сконцентрирована вся энергия, вся мощь человека. Весь двигатель", – заметил руководитель Мастерской комедии дель арте Дмитрий Мягкий.
Во многих странах сейчас возрождается интерес к театру масок. Создатели этой студии уверены, театр действия будет востребован и в России.
"Актер и зритель всегда может посмеяться вместе, всегда может изменить обстоятельства прямо здесь и сейчас на сцене. Это живой театр. Театр импровизации. Вот в чем суть. В театрах уже нету жизни. Мы заложники формы режиссера. А здесь у тебя есть полная свобода. Полная", – объяснил руководитель Мастерской комедии дель арте Владимир Долматовский.
Руководители этой студии считают, зритель пресыщен синтетическими формами, и комедия Дель Арте необходима миру. Особенно сейчас.
