Игра Кристины Тимановской: королева бега или пешка политики?
Белорусская легкоатлетка Кристина Тимановская, со скандалом покинувшая Олимпиаду, пока не подавала прошение об убежище в Австрии, но там готовы его рассмотреть. Сейчас спортсменка находится в венском аэропорту в транзитной зоне под охраной полицейских. Почему из Токио она решила лететь в Вену, а не в Варшаву, как собиралась, неизвестно. Но, похоже, Тимановскую готова принять любая из европейских стран. Почему? И как обычная спортивная история вдруг стала политической – разбирался Борис Иванин.
Из аэропорта в Токио Кристина Тимановская улетала под надежной охраной. Малейший шаг журналистов в сторону спортсменки тут же пресекала полиция. Планировалось, что белорусская легкоатлетка, со скандалом покидающая Олимпиаду, вылетит в Варшаву, которая пообещала предоставить ей убежище. Регистрацию и паспортный контроль Тимановская проходила под вспышки фотокамер...
Но уже оказавшись в зале вылета, неожиданно села на другой рейс – до Вены. Тем временем Международный олимпийский комитет начал расследование по делу Тимановской.
Говорит Марк Адамс, представитель МОК: "Мы получили письменный доклад от Национального олимпийского движения Белоруссии, сейчас он изучается. МОК определил дисциплинарную комиссию, которая будет заниматься этим делом. Расследование будут вести в отношении двух человек из белорусской делегации: это Артур Шумак и Юрий Моисевич".
Шумак – представитель белорусской команды, Моисевич – главный тренер сборной республики по легкой атлетике. Его разговор с Кристиной Тимановской на повышенных тонах и с использованием нецензурной лексики как раз накануне оказался в Сети.
Этот разговор, очевидно, состоялся уже после того, как Тимановская отказалась участвовать в командной эстафете 4х400 метров. Объясняла в соцсетях – мол, готовилась к соревнованиям на другие дистанции – 100 и 200 метров. Обвинила в неподготовленности к Играм и тренеров своей команды, и спортивных функционеров Белоруссии, которые якобы хотели ее вывезти в Минск. Хотя могла просто выйти на старт, считают те, кто и сам выступал на Олимпиадах – и побеждал.
Светлана Журова, депутат Государственной думы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту: "Конечно, спортсмен должен гордиться тем, что ему предоставляется еще одна возможность выступить в составе команды и попробовать завоевать медаль. Я думаю, это был банальный девичий испуг, а тут уже все подвернулось дальше – и гражданство, и убежище".
Эксперты полагают, что Тимановская, выставив свой эмоциональный пост в соцсетях, стала пешкой в большой политической игре, которую ведет Запад против Белоруссии. Иначе как объяснить, что в едином порыве помощь спортсменке стали наперебой предлагать разные европейские страны – не только Польша, но и Чехия, где Тимановской тоже были готовы дать визу для выезда из Токио. А еще Франция, МИД которой назвал "честью шанс предоставить убежище легкоатлетке". При том, что сама она еще недавно никуда вроде бы не собиралась.
В эти же дни на бегство из Белоруссии решился и супруг спортсменки Арсений Зданевич. Он выехал на Украину, откуда записал видео, на котором говорит: "Мне нужно было в течение часа собрать вещи по максимуму, купить медицинскую страховку, купить страховку на машину и выдвигаться. Из вещей я взял только самое необходимое".
Протестную волну против собственной страны уже оседлали и другие белорусские спортсмены. В соцсетях спортсменка Яна Максимова, которая не смогла отобраться на Олимпиаду в Токио, пишет, что вместе с мужем, тоже легкоатлетом, Андреем Кравченко, они решили остаться в Германии, хотя на самом деле уже давно фактически живут и тренируются в этой стране.
Текст сопровождается тремя сердечками – двумя белыми и красным – это цвета белорусской оппозиции. Судя по всему, те, кто раскачивал ситуацию в республике прошлым летом, решили, что белорусскому протесту сейчас нужны новые лица.
"Мне не хотелось бы, чтобы из Тимановской сделали политического спортивного деятеля, – говорит Светлана Журова. – Уже и так все говорят, что у нее только одна буква различается в Тихановской, да, и вот это наверное, плохо. Потому что – если сейчас Европа поднимет ее на флаг и станет считать жертвой, считать оппозицией и использовать – мне очень бы не хотелось, чтобы спортсменку, которая может еще потенциально выступать, вот так ей манипулировали и использовали".
Не исключено, что запросить убежище Кристина Тимановская может и в Австрии – после прилета. МИД страны заявил, что готов рассмотреть ее обращение. По-прежнему ждут белорусскую легкоатлетку и в Варшаве, где на четверг анонсирована ее большая пресс-конференция. Муж спортсменки Арсений Зданевич уже получил польскую гуманитарную визу.